Технологии

Как в будущем изменятся взаимоотношения человека и машины

admin
Всего просмотров:

Среднее время на прочтение: 6 минут, 42 секунды

Если вы в последнее время следили за новостями об искусственном интеллекте (ИИ), то вам могло показаться, что роботы скоро завоюют или уничтожат весь мир.

Голливуд подливает масла в огонь сомнений недавними фильмами студии Marvel «Мстители: эра Альтрона» и «Из машины» от Columbia Pictures. Обе картины показывают, как много плохого может произойти, когда машины взбунтуются и начнут использовать свои вычислительные мощности для уничтожения человечества. Толкнет же их на это либо заранее запрограммированное качество выполнять команды без рассуждений, либо то, что люди, с которых роботы копируют свое поведение, сами по себе нехорошие и подают дурной пример.

Некоторые из самых ясных умов мира технологий высказали свое весьма неожиданное мнение по этому поводу. Создатель Майкрософт Билл Гейтс согласился с опасениями об угрозе, которую представляет ИИ для человечества, а физик-теоретик Стивен Хокинг, сильно полагающийся на компьютеры и механизмы для общения с людьми, убежден, что роботы могут положить конец всей человеческой расе.

Гендиректор Tesla Motors Элон Маск даже сравнил ИИ с «призыванием демона». Конечно, были случаи, когда робот-пылесос пытался засосать голову спящей на полу женщины, или когда GPS советовал людям ехать вниз с обрыва, во встречные машины или водоемы. Но очевидно, что существует множество вещей, с которыми компьютеры справляются лучше людей. Так что, может быть, мы просто переоцениваем возможный вред от развития технологий?

В конце концов это не первый раз, когда лучшие умы оказались паникерами и ошибочно предсказали конец света. Пятнадцать лет назад многие были напуганы тем, что все компьютеры сломаются в ночь с 31 декабря 1999 года на 1 января 2000-го, создав тем самым хаос во всех сферах жизни и возможно даже своего рода Армагеддон. Однако по неведомым причинам мы все еще здесь.

Будучи главным архитектором в Lockheed Martin’s Visual World Labs, я изучал взаимоотношения между людьми и роботами много лет. С моей точки зрения, главная особенность 21-го века не в том, что машины берут верх, а в том, как достичь грамотного баланса между человеком и автоматизацией.

Самый ценный ресурс во Вселенной — интеллект, который представляет собой смесь информации и вычислений. С другой стороны, чтобы быть эффективным, ИИ должен как-то общаться с человеком, таким образом передавая тому полученные знания. Оптимальным решением этой проблемы может стать сочетание человеческого и искусственного интеллектов, сообща пытающихся решить самые важные задачи.

Для того, чтобы в ближайшем будущем у нас был самообучаемый ИИ, критически важно успокоить общественность прямо сейчас. А для этого нужно победить людские страхи и необразованность. Окружающие просто не обладают достаточным объемом информации о том, насколько полезным может быть самообучаемый ИИ. А из того, что они знают, будущее выглядит как зрелищная битва между Скайнет и Терминатором. Настало время отделить факты от вымыслов и узнать больше о том, как искусственный и человеческий интеллекты могут работать и уже работают вместе для всех нас.

На слуху хороший пример этого — автономный автомобиль от Google, шестилетняя разработка, направленная на решение вечной проблемы аварий на дорогах. Директор программы Крис Урмсон недавно написал в блоге, что с более, чем 20 машинами, прошедшими под контролем команды водителей 2,736 миллиона километров по дорогам общего пользования, произошло только 11 аварий. Компания заверяет, что во всех случаях автономные машины не были причиной проишествий, и что никто не пострадал.

По сути этот эксперимент позволил Google лучше понять причины мелких аварий, о которых редко сообщают. Было зафиксировано, что мелкие происшествия чаще возникают на улицах города, чем на шоссе; водители чаще ошибаются ночью, чем днем; столкновения, связанные с задней частью машины, более часты, а перекрестки — одни из самых опасных мест на дороге.

Переход от летательных аппаратов с пропеллером к реактивному двигателю — это хороший пример того самого баланса между человеческим мозгом и ИИ в решении проблем. Во время второй мировой войны у пилотов в основном тренировали принятие решений, зрение и моторные навыки, нужные для управления системой рычагов, педалей и дросселей. Эти методы подготовки не менялись до изобретения реактивного двигателя, сделавшего ставку только лишь на физические качества пилота недостаточной. Системы управления самолетом значительно усложнились и только лишь реакции человека стало не хватать, нужно было полностью менять всю концепцию летной подготовки.

По мере того, как реактивные двигатели стали заменять аппараты с пропеллером, летчики не спешили смиряться со своей новой ролью управляющего всей этой сложной автономной системы. Они настаивали на сохранении полного ручного управления каждой из систем корабля, что вызывало собой повышение числа смертельных катастроф на ранних этапах обучения, несмотря на то, что реактивный двигатель сам по себе был намного надежнее предыдущих аналогов.

Проблема заключалась в том, что человеческий мозг коренным образом не обновлялся со времен плейстоцена (эпоха, начавшаяся 2,588 миллиона лет назад и закончившаяся 11,7 тысяч лет назад), а самолеты с реактивным двигателем требовали принятия решений втрое быстрее, чем на предыдущих летательных аппаратах. Ключ к успешному управлению авиалайнером оказался в понимании того, какие бортовые системы отдать на откуп автоматизированным помощникам, а какие оставить под контролем пилота.

Данный подход был усовершенствован в программе подготовки летчиков американского F35, каждый из которых обладает собственным дополнительным «мозгом». Этот «мозг» представляет собой настройки самолета под конкретного человека и подробности задания, объявленного пилоту, которые загружаются в самолет перед полетом. Таким образом каждый самолет становится особенным.

Шлем пилота F35 позволяет связать летчика с датчиками на обшивке, что позволяет видеть «сквозь» летательный аппарат, прямо как в невидимом самолете Чудо-женщины из комиксов. Некоторые летчики описывают этот истребитель как продолжения самих себя, а кто-то из них даже рассказывал о снах, в которых он был сплавлен со стальной птицей в единый организм.

Мы используем слова типа «суперпроприоцепция», чтобы описать, что чувствуют человек и компьютер, объединенные гибким интерфейсом в одно целое. Вместе они могут выполнить больше, чем человек или машина выполнят по отдельности. Это предвестник новой эры сверхлюдей. Ханс Моравек описывает ее не как угрозу власти человека на Земле, но как новые времена, в которых мы будем сплавлены с нашими экзокортексными продолжениями, чтобы стать «самими собой, но в более мощной форме».

Мы уже начинаем использовать те знания, что у нас есть сейчас, чтобы решать проблемы, которые угрожают жизням людей, примером может служить сервис Micromappers, использованный для более оперативного реагирования и эффективной помощи пострадавшим от землетрясения в Непале. Во всех подобных случаях мы видим, что машины и компьютеры работают эффективнее всего, когда в своих расчетах отталкиваются от человеческого поведения.

Это идеальное будущее машинного обучения, когда информация используется только для помощи тем, от кого она получена, когда роботы не заменяют людей, но скорее полагаются на человеческий мозг для перевода шаблонов и установок поведения в информацию, способную изменить мир к лучшему. Первостепенный шаг для претворения ИИ и машинного обучения к жизни — снижение напряженности среди людей. Нельзя бояться нереалистичных прогнозов некоторых наших лучших умов или Голливуда настолько, чтобы прекращать работу в поисках правильного сочетания ИИ и машинного обучения для решения насущных проблем.

Хорошие новости — мы на верном пути. Инновации в сфере реактивной авиации получают все более теплый прием, и недавний опрос потребителей в США показал, что две трети из них всерьез задумываются над покупкой беспилотного автомобиля. И несмотря на весьма разумные опасения, мы увидим все более и более гармоничный баланс между человеком и машиной по мере того, как будут развеиваться страхи, строиться доверие и будет видна глобальная польза от всего этого.

Автор: Ричард Бойд, о своих компетенциях он пишет в тексте.
Оригинал: TechCrunch

Перевел: Богдан Рустамович для Newочём
Редактировал: Евгений Урываев