Как психологи создают «аддиктивный дизайн» и чем нам это грозит

Технологии
Согласно одному из исследований, сегодня на экраны смартфонов дети тратят в 10 раз больше времени, чем в 2011 году.

Ссылки на подкаст: Podster | iTunes | YouTube | Скачать | Telegram

Если сегодня и взрослые люди круглосуточно погружены в мир технологий (вспомните эти бесконечные оповещения Facebook и автозапуск следующей серии на Netflix), то дети еще охотнее попадаются на крючок гаджетов. По сравнению с 2011 годом, сегодня у них уходит в 10 раз больше времени на экраны мобильных телефонов и других устройств. Согласно данным организации Common Sense Media, в среднем ребенок тратит на использование технологических новинок 6 часов 40 минут в день.

За играми, в которые мы играем, и цифровыми сообществами, в которых мы состоим, стоят психологи и другие эксперты в области наук о поведении, которые создают «цепляющие» нас продукты. Сегодня крупные технологические компании нанимают специалистов по психиатрии, чтобы внедрять технологии привыкания (аддикции). Исследователи изучают влияние компьютеров на образ мыслей и поведение человека. Эта техника, также известная как «аддиктивный дизайн», уже внедрена в тысячи игр и приложений, ее активно используют такие компании, как Twitter, Facebook, Snapchat, Amazon, Apple и Microsoft, чтобы формировать у пользователей особые модели поведения с самого раннего возраста.

Защитники аддиктивного дизайна утверждают, что он может положительно влиять на пользователей: например, приучит нас вовремя принимать лекарства или сформирует привычки, которые помогут нам сбросить вес. Тем не менее некоторые врачи уверены, что компании, использующие аддиктивный дизайн, манипулируют поведением детей с целью извлечения прибыли. На этой неделе 50 психологов подписали и отправили в Американскую психологическую ассоциацию (АПА) письмо с обвинениями в адрес своих коллег из технологических компаний. Главная претензия состоит в использовании «техник скрытой манипуляции». Специалисты, подписавшие письмо, просили Ассоциацию занять морально верную позицию в этом вопросе ради блага детей.

Ричард Фрид — психолог, работающий с детьми и подростками, а также автор книги «Ребенок в сетях: детство в цифровую эпоху» (Wired Child: Reclaiming Childhood in a Digital Age). Он — один из авторов письма, адресованного АПА. Отправлено оно было от имени некоммерческой организации «Кампания за детство без коммерции». Хави Либер из Vox поговорила с доктором Фридом о том, как IT-компаниям удается манипулировать человеческим поведением, и выяснила, почему он уверен, что психология используется в качестве «оружия против детей».

Интервью представлено в отредактированном и сокращенном виде.

С чего началась история аддиктивных технологий?

Начало исследованию этого явления положил Би Джей Фогг, ученый-бихевиорист из Стэнфордского университета. [Там же базируется лаборатория по изучению человеческого поведения.] Его еще, кстати, называли «творцом миллионеров». Фогг основал целую область науки, базирующуюся на исследованиях, которые показали, что при использовании нескольких простых техник продукт может манипулировать поведением человека. Сегодня его исследование — готовая инструкция для компаний, разрабатывающих продукты, цель которых как можно дольше удерживать пользователей «в сети».

Как так получилось, что его исследование стало таким популярным в мире технологий?

Половину своей карьеры Фогг посвятил преподаванию [в Стэнфорде], а другую половину — консультированию в IT-индустрии. Он проводил занятия по техникам стимулирования, и их посещали такие люди, как, например, Майк Кригер, который в итоге стал сооснователем Instagram. Фогг — гуру Кремниевой долины, там IT-компании прислушиваются к каждому его слову. Со временем они подтвердили на практике результаты его исследований, а затем разработали собственные устройства, смартфоны и игры. Сегодня эта технология невероятно эффективна, поскольку дает индустрии все, чего она требует: не позволяет нам остановиться и выйти.

А как работает аддиктивный дизайн?

На самом деле, он довольно прост, но при внимательном рассмотрении оказывается сложнее. Работает он так: чтобы изменить модели поведения, человеку нужны мотивация, возможность и триггеры. В случае с социальными сетями мотивацией служит жажда людей к общению или страх отторжения обществом. Что касается компьютерных игр, то тут мотивирует желание получить какие-либо навыки или достижения. Простота использования продукта — необходимое условие для реализации такого дизайна.

Важно добавить и триггеры, — стимулы, которые побуждают нас возвращаться. Вспомните видео, от которых невозможно оторваться, виртуальные бонусы за то, что вы побольше времени провели в приложении, или секретные сундуки с сокровищами, которые вы получаете при достижении определенного уровня в игре. Все это можно назвать триггерами, элементами аддиктивного дизайна.

Теперь я понимаю, как Snapchat использует триггеры: за большее количество проведенного времени в приложении пользователь получает значки. А можете привести другие примеры того, как технические компании используют аддиктивный дизайн?

Все компании, которые занимаются разработкой социальных сетей, строят свои продукты вокруг такого дизайна. Иногда после входа в Twitter оповещения приходят пользователю не сразу, а через несколько секунд. Twitter делает это умышленно — компания разработала алгоритм, который заставляет вас дольше оставаться на сайте. У Facebook, кстати, тоже есть расписание, согласно которому сайт приберегает для пользователя оповещения, а потом выдает их в нужный момент. Это расписание составляется так, чтобы стимулировать человека снова заходить на сайт. iPhone и Apple тоже не без греха, поскольку я рассматриваю смартфон как проводник, благодаря которому доступ к социальным сетям и играм получают дети — а они еще более уязвимы.

Почему для детей аддиктивный дизайн опаснее, чем для взрослых?

Из-за такого дизайна технологических продуктов производительность взрослых людей [на работе] сокращается, они чаще отвлекаются. Но детей, можно сказать, просто грабят. Аддиктивные технологии манипулируют детьми и порождают изоляцию, которая отдаляет молодых членов общества от их реальных обязательств и потребностей: от общения с семьей, учебы в школе, дружбы. Подростков и детей отрывают от жизни, которой им следовало бы жить.

Дети — это также самые уязвимые [для техник, применяемых IT-компаниями] члены общества. Молодые люди особо чувствительны к социальным взаимодействиям, остро воспринимают ощущения принятия или отверженности в обществе. Социальные сети созданы для того, чтобы наживаться на этих возрастных особенностях.

А каковы реальные последствия аддиктивного дизайна для детей?

Все дети одинаково прикованы к своим экранам, но девочки и мальчики страдают от этого по-разному. На компьютерные игры чаще «подсаживаются» мальчики. У них наблюдается обусловленное их воспитанием стремление к различным достижениям и приобретению способностей. Именно поэтому игры устроены так, что пользователь получает награды, монеты и сундуки с деньгами. В результате у ребенка складывается ощущение, будто он что-то преодолевает и развивает навыки, у него вырабатывается привычка проводить больше времени за игрой, что, в конце концов, отражается на его успеваемости в школе.

А вот девочки чаще становятся жертвами социальных сетей, и это может иметь серьезные последствия для их психического здоровья, поскольку такие сайты могут травмировать неокрепшую психику. Кстати, сейчас среди подростков возросло число самоубийств.

А разве раньше врачи не сталкивались с проблемой компьютерных игр?

Сталкивались постоянно. Но сегодня IT-компании хотят, чтобы аддиктивный дизайн был частью их продуктов. И сейчас мы говорим о компаниях с неограниченными ресурсами, таких, которые нанимают лучших психологов и дизайнеров пользовательского интерфейса. Они руководствуются экспериментальными методами, которые тестируются до тех пор, пока не появляется продукт, от которого невозможно будет оторваться.

Знают ли люди о том, что психологи консультируют технологические компании?

Не думаю, что люди знают об этом. Я говорил с множеством родителей, которые утверждали, что их дети прикованы к социальным сетям, но они никогда не слышали ни о докторе Фогге, ни тем более о аддиктивном дизайне. Но вы можете заглянуть на LinkedIn и найти там специалистов-психологов, работающих на Facebook, Instagram и великое множество игровых компаний. А сколько психологов участвуют в разработке Xbox от Microsoft, при этом используя аддиктивные технологии! Вы только взгляните на состав их команды!

Не во всех технологических компаниях психологи числятся как штатные сотрудники. Некоторые работают в качестве приглашенных консультантов, при этом не все из них — кандидаты наук или клинические психологи. Определенных специалистов, например, называют исследователями пользовательского интерфейса, у них другая профессиональная сертификация. Но и самих психологов работает немало.

Не считают ли специалисты-психологи, которые работают на IT-компании, что они эксплуатируют науку?

Они, скорее всего, думают, что благодаря их работе получается лучший и более удобный для пользователей продукт — что это ради самих людей. Но они заходят куда дальше. Я уверен, что между индустрией технологий и остальным миром существует огромная пропасть. Кремниевая долина и Стэнфордский университет живут так, словно находятся в отдельной вселенной. Не уверен, что они задумываются о последствиях. Психологи, которые работают над технологией, видят продукт и отзывы пользователей. Я же работаю с реальными детьми и семьями, вижу ситуацию с другой стороны. Мои коллеги, помогающие индустрии, очень далеки от того, что происходит в жизни детей.

Манипулятивные тактики технологических компаний когда-либо подвергались огласке?

Нам известен случай, когда в Австралии произошла утечка внутренних документов Facebook. В них открыто говорилось об эксплуатации эмоций подростков. Было установлено, что они чувствуют себя «незащищенными», «бесполезными». Они «находились в состоянии стресса» и считали себя «неудачниками». Компания хвасталась перед заинтересованными лицами своей способностью влиять на эмоции молодых людей.

Наблюдали ли вы когда-нибудь недовольство общества по поводу использования аддиктивных технологий?

На самом деле, даже в самом мире технологий есть люди, которые говорят об этом. Тристан Харрис (он работал в Google, пока не начал некоммерческую кампанию, направленную на распространение этики в технологиях — прим. автора) высказывался на этот счет. Шон Паркер, первый президент Facebook, рассказал интернет-изданию Axios, что первое, о чем думает компания — это как бы подольше удержать пользователя на сайте и как лучше привлечь его внимание. Крупные инвесторы Apple написали публичное письмо, в котором выразили обеспокоенность тем, как дети используют смартфоны для доступа в социальные сети.

Я выражаю свою признательность этим представителям индустрии за то, что они говорят о проблеме. Но опять же: эти люди обладают финансовой свободой и определенными гарантиями, поэтому могут осмелиться на такое. Психологам в мире технологий приходится нелегко, поскольку они не могут сделать так же и не лишиться при этом средств к существованию.

IT-компании хотят, чтобы люди пользовались исключительно их продуктом. Но какова их конечная цель в применении аддиктивных технологий?

Все дело в деньгах. Чем больше времени пользователи будут проводить в социальных сетях, тем больше просмотров будет у рекламы, что в результате увеличит доход компании. Чем больше времени человек проводит в игре, тем больше он покупает [платного контента для нее]. Это экономика внимания, и психологи работают именно для того, чтобы мы тратили как можно больше времени на продукт их нанимателя.

Может ли усугубиться влияние аддиктивного дизайна на детей?

Может. А еще я уверен, что ситуация точно не улучшится. Люди хотят слишком много денег. Если какие-то компании ослабят хватку, другие придут и займут их место. Возможности Facebook сейчас только расширяются, они хотят привлечь детей, запуская, например, мессенджер специально для них (Messenger Kids).

Мы обращались в Facebook с просьбой не выпускать отдельную социальную сеть для детей (на наше письмо не ответили), потому что мы знаем, как негативно подобные сайты влияют на подростков, особенно на девочек. Цена слишком высока: молодым людям придется платить своим эмоциональным здоровьем.

Пожалеют ли представители IT-индустрии о содеянном, когда у них появятся собственные дети?

Тони Фаделл (человек, разработавший iPhone и iPad — прим. автора) считает, что да, люди раскаются. Правда, также общество жалуется на то, что женщин в Кремниевой долине на работу берут не так охотно, как мужчин. И это, я думаю, сказалось на выпускаемых продуктах. Все крутится вокруг венчурного капитала, денег и стоимости акций. Вряд ли дети здесь что-то значат.

Почему ваше письмо обращено именно к АПА?

Сообществу психологов пора начать действовать. Боюсь, у психологии могут начаться большие проблемы, когда родители обнаружат, что специалисты этой области участвуют в разработке приложений и игр, от которых невозможно оторвать детей. Суть деятельности психологов, работающих на IT-индустрию, заключается в использовании уязвимостей ради изменения поведения для принесения прибыли. Это не подобающая работа для психолога.

Как вы думаете, как должна действовать АПА?

Психология должна фокусироваться на улучшении состояния здоровья, а не нанесении вреда детям и поощрении чрезмерного использования технологий. Ассоциации следует сделать официальное заявление, согласно которому психологи не смогут работать с аддиктивным дизайном, чтобы приковывать пользователей к экранам. АПА также должна обратиться к психологам, работающим в индустрии, и попросить их перейти на «светлую» сторону. Они должны помочь нам донести мысль, что это реальная опасность, которая не исчезнет сама собой. Ассоциация должна помочь обществу узнать больше о том, как небезопасна эта практика для людей всех возрастов, в особенности для детей.

Chavie LieberОригинал: Vox.
Автор: Хави Либер.

Переводила: Аксинья Юревич.
Редактировали: Сергей Разумов и Илья Силаев.

Понравилась статья? Поддержи проект:
Patreon https://www.patreon.com/newochem
Сбербанк 5469 4100 1191 4078
Рокетбанк 5321 3003 1271 6181
Альфа-Банк 5486 7328 1231 5455
Яндекс.Деньги 410015483148917
PayPal paypal.me/vsilaev
QIWI 89633244489
Bitcoin bc1qphwwt0vnjgkzju8mhwawyh54gc0x3g4cd8nv7e

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Сергей Струлев
    Сергей Струлев

    Тогда давайте писать петиции в маркетинг продуктовых магазинов, ароматизаторы ресторанов быстрого питания и в принципе во все,что так или иначе удерживает/манипулирует потребностями и привычками человека)

    1. Сергей Сапельников
      Сергей Сапельников

      Сергей, что ты несешь ебланоида кусок, млять лучший способ распознать дегенерата это посмотреть на то какие алогичные аналогии он проводит в четной попытке оправдать себя и свою позицию. все в мире в той или степени может вызывать зависимость, речь здесь идет конкретно о гаджетах и о том какие риски они несут, фаст фуд совершенно другое, через гаджета в ребенка можно что угодно и практически сделать из него овоща.

      1. Acicula Acicula
        Acicula Acicula

        Сергей, что такое четная попытка? Вторая, четвёртая, десятая?

      2. Andry Osminin
        Andry Osminin

        Сергей, ты че сука?

  2. Лёша Алексеев
    Лёша Алексеев

    так хочется сундук с деньгами и значок в снэпчате, у меня ломка

  3. Макс Федорив
    Макс Федорив

    Чтение этой статьи мне показалось менее полезным, чем просмотр смешных картинок. Мда

  4. admin
    admin автор

    только ленивый про это не написал) подсадить никакого ни на что невозможно, если человек сам не хочет попасть в ловушку. надо со своей головой работать и контролировать действия, а не сетовать на таких ужасных маркетологов, разработчиков и кого там еще

    1. Максим Цыба
      Максим Цыба

      FRATHAUS, речь в статье больше о детях. Какое думать головой и контролировать действия?)

      1. admin
        admin автор

        Максим, больше, но не только. Да такого добра на просторах полно не только о детях. Как только о детях заходит речь все начинают охать, как же так, бедное поколение, ужасные компании ими манипулируют. Мы вообще ничего не знаем о том, какой мир будет, когда они будут взрослыми. Они сами адаптируются к нему и умнее взрослых в плане общения в технологиями. Мы не родились с планшетами в руках, и не знаем, как это повлияет на текущих детей. Я не говорю, что это все хорошо. Но и осуждать это бесполезно – это реальность.

        1. Чибис Приятный
          Чибис Приятный

          FRATHAUS, всмысле какой будет мир?) Вопрос только в том заплатил ты за интернет или не заплатил, вот и весь мир)

        2. Александр Вялышев
          Александр Вялышев

          FRATHAUS, все уже плотно сидят, например, на деньгах, войне и нефти, а когда приучают детей то они затем в течении жизни уже редко задумываются о независимости. Мир примерно тот же, что и пять миллионов лет назад, это в человеческом безумии всё быстро меняется, но оно надстройка, а база неизменна и обязательно спросит за потерю памяти и внимания.

        3. Pasha Paschovsky
          Pasha Paschovsky

          FRATHAUS, самоуверенные речи
          Мллионы курильщиков, наркоманов, алкоголиков, пищеголиков, игроманов тоже говорили о своём самоконтроле
          Да вот только маркетологи используют БИОЛОГИЮ
          А сильнее этой штуки нет на свете силы воли

    2. ישו משיח
      ישו משיח

      FRATHAUS, ты еблан, у детей критическое мышление не развито, чтобы работать там над чем-то

  5. Никита Баранов
    Никита Баранов

    капиталистическая экономика так или иначе подразумевает максимальное извлечение прибыли по всем каналам. Неудивительно, что происходят такие манипуляции… А когда фейсбук с твиттером обвинят в чем-то неподобающем, включатся базовые принципы свободы слова или просто что-то со словом свобода из их конституции и традиционно наступит спокойствие где никто ничего не изменит…

  6. Елена Свечникова
    Елена Свечникова

    Ребенку можно хоть каждый день говорить про зависимость, манипуляции и пожирание его реальной жизни виртуальной рисованной ерундой. Бесполезно.

  7. Максим Габышев
    Максим Габышев

    для стада

  8. Юрий Трошин
    Юрий Трошин

    Артём, так кликнуть по ссылке захотелось;там ещё огонёчки эти…

  9. Максим Коновалов
    Максим Коновалов

    https://yadi.sk/d/mdQ0g4Zn3TaQ5p – Как я сделал 500$!
    Дополнительный доход на зарубежном сайте!
    Подходит для новичков и не только!

  10. Миша Пахаленко
    Миша Пахаленко

    Спасибо за материал. В очередной раз задумался над своей зависимостью от вк. Не думаю, что смогу избавиться от неё, но её осознание хотя бы немного утешает

  11. Pavel Pavlenin
    Pavel Pavlenin

    Поздно. Ящик Пандоры открыт.

  12. admin
    admin автор

    Ругаться кончаем, господа.

  13. Дмитрий Попов
    Дмитрий Попов

    Завоняло антиутопией. Дайте маркетологам кушать честно заработанный хлеб.

  14. Леонид Бекалдиев
    Леонид Бекалдиев

    Вместе ответа на два вопроса “как создают аддиктивный дизайн” и “чем нам это грозит” получил ответ на первый вопрос из трёх слов, ничего на второй и простыню нытья. Почему западная журналистика такая эмоциональная и однобокая? От фильмов по Дискавери, где вместо рассказов о постройке коллайдера две группы инженеров ныли, как это всё было тяжело, до современных статей во всех популярных изданиях

    1. Джафар Праим
      Джафар Праим

      Леонид, статья скорее вводная, для ознакомления людей с феноменом. На вопрос “Как?” могу скинуть ссылку на книгу по прикладному анализу поведения.

      1. Ёкзи Куция
        Ёкзи Куция

        Джафар, можете кинуть мне ссылку плес

          1. Ёкзи Куция
            Ёкзи Куция

            Джафар, спасибо

          2. Джафар Праим
            Джафар Праим

            Ёкзи, на англ. подойдет? Только увидел что на русском из доступа изъяли.

  15. Татьяна Кахраманова
    Татьяна Кахраманова

    Аддиктивные технологии манипулируют детьми и порождают изоляцию, которая отдаляет молодых членов общества от их реальных обязательств и потребностей: от общения с семьей, учебы в школе, дружбы. Подростков и детей отрывают от жизни, которой им следовало бы жить…..Узнаваемо.

  16. Игорь Гордон
    Игорь Гордон

    Yes

  17. Таня Савина
    Таня Савина

    Причём тут дизайн вообще. Реал — это срез города, хорошо если крупного и повезло со средой, а интернет это окно в весь мир сразу, куча нового опыта (если слово “информация” кажется слишком серьёзным в отношении детей). Мне надо потыкать по экрану чтобы почитать эту статью и обсудить её с помощью интернета и гаджетов, а без них?