Шакер Аамер, отец четырех детей, томится в Гуантанамо вот уже на протяжении 13 долгих лет, на 7 лет дольше любого другого гражданина Соединенного Королевства. Вопрос по его освобождению был вновь поднят Дэвидом Кэмероном во время визита в Белый Дом в январе. Барак Обама пообещал, что даст делу Аамера высочайший приоритет, и инициирует подготовительные меры к его освобождению.
Аамер, гражданин Саудовской Аравии, жил в Лондоне до поездки со своей семьей в Афганистан в 2001. Он утверждает, что отправился туда, чтобы открыть школу и начать благотворительную деятельность.
В свою очередь власти США заявляют, что он сотрудничал с Аль-Каидой, в качестве «личного переводчика» Усамы бен Ладена, а так же был обучен саперному делу и состоял в связях с террористическими группировками США и Великобритании.
Его жена и четверо детей, один из которых родился уже после заключения Аамера в тюрьму, живут в южном Лондоне, ожидая его освобождения.
Когда Аамер будет наконец-то освобожден, у него будет право на компенсацию в размере 1 млн. фунтов стерлингов. Такие же суммы были переданы и другим узникам Гуантанамо с согласия британского правительства. Оно посчитало, что это отвратит огромные затраты на судебные дела и не поставит британскую разведку в неловкое положение.
О выплате компенсаций в ноябре 2010 года заявил Кеннет Кларк, а затем и секретарь юстиции. Все детали держались в секрете, однако сумма выплат была вскоре предана огласке. 1 млн. фунтов стерлингов получили все заключенные: как граждане Великобритании, так иностранцы проживающие на территории Соединенного Королевства. На прошлой неделе министерство иностранных дел отказалось обсуждать возможность выплаты Аамеру. Однако ввиду прецедентов пятилетней давности, отказ в выплате просто невозможен.
Адвокат Аамера Шакера, Клайв Стаффорд:
«Он не получил ни одного пенни и ничего не сможет поделать с этим, пока не выйдет на волю».
Противники такой схемы выплат сомневаются в том, что выплаты компенсаций оправданы. В сеть утекли 15 страниц меморандума Министерства Обороны США, в котором представлены обвинения против Аамера Шакера. Адвокаты Аамера доказали ложность обвинений, однако независимые аналитики считают, что: «Выплата Аамеру компенсации ляжет позором на Министерство Обороны США».
Робин Симокс, научный сотрудник общества Генри Джексона, автор книги «Исламский терроризм»:
«Правительство решило лично урегулировать ситуацию с узниками Гуантанамо, потому как боялось длительных судебных разбирательств, которые могли раскрыть секретные данные разведки и нанести ущерб безопасность страны. Тем не менее, — как показывает это дело — последствия выбора правительства, которое решило не гнуть свою линию, а просто выплатить деньги, могут оказаться весьма опасными. Только вдумайтесь, Аамер заработает за свое пребывание в Афганистане больше, чем любой военнослужащий Британской короны».
Влиятельные политические аналитики считает, что, исходя из досье Аамера, у них имеются сомнения в его невиновности.
«У правительства США было огромное количество поводов задержать Аамера. Его связи с Аль-Каидой и лично Усамой бен Ладеном были доказаны, а благотворительные организации, в которых, по словам Аамера, он работал, поддерживали Аль-Каиду. Даже его репутация среди других заключенных в Гуантанамо говорит сама за себя».
До этого Аамеру не было предъявлено никаких обвинений, как не было и приводов в полицию, так что его начали готовить к освобождению. Однако власти США предпочли бы отправить Аамера обратно в Саудовскую Аравию, где он родился, а не в Лондон.
Мистер Стаффорд Смит, основатель благотворительного фонда по соблюдению человеческих прав «Repreive», сказал, что заявления США есть не что иное, как клевета. На прошлой неделе он посетил Аамера в тюрьме, и до сих пор находится в бешенстве из-за того, что его клиента все еще не освободили, несмотря на имеющееся предписание.
Смит сказал: «Чем дольше он сидел, тем больше они о нем выдумали. У американцев нет ни одного осмысленного доказательства против Шакера. Это при том, что на самом деле существует два приказа о его освобождении: один от Буша, другой от Обамы».
Также он пояснил, что срок Аамера продлили за то, что он отказывался подчиняться тюремной охране Гуантанамо. «Они ненавидят его из-за того, что он идет против их правил. Все предъявленные ему обвинения это полный фарс. Шакер прибыл в Афганистан в конце июня 2001 года, а они [США] заявляют о том, что он был переводчиком Усамы бин Ладена. Он пробыл в Афганистане два месяца, при чем это был его первый визит в страну. Я даже хотел добиться возбуждения дела о защите чести и достоинства против правительства США, основываясь на этом документе».
В отчете Министерства обороны говорится о том, что еще в Британии Аамер близко общался с несколькими радикалами, прежде чем впервые посетил Афганистан в 1998 году, — что, по словам мистера Стаффорда Смита, легко опровергнуть. Там же говорится о том, что он, будучи членом младшего командирского состава, сражался вместе с бен Ладеном против войск коалиции в регионе Тора Бора.
За последние годы дело Аамера привлекает к себе все больше внимания. В его защиту высказывался Roger Waters и Pink Floyd, телеведущая Джанет Эллес и ее дочка Софи Эллис-Бэкстор, а также актриса Джульет Стивенсон.
Великобритания уже вернула на родину 14 бывших заключенных Гуантанамо, однако освобождение Аамера идет не особенно гладко. По данным источников, если его освобождение и произойдет, то это будет внезапно, без предварительного предупреждения. То есть его могут выпустить в любой момент.На прошлой неделе подполковник Майлс Б. Кэггинс Третий, спикер Министерства обороны по политике относительно заключенных, сказал The Telegraph: «Министерство обороны продолжит работать над поиском подходящих возможностей для репатриации заключенных в соответствии с процессом, начавшимся в 2009 году, и с нашей политикой национальной безопасности. Шакер Аамер это один из 54 заключенных, готовящихся к освобождению. Я не могу сказать, когда конкретно они будут вывезены из Гуантанамо. Тем не менее, Министерство обороны все же намеревается сократить количество заключенных и, в итоге, окончательно закрыть это учреждение».
Оригинал: The Telegraph
Перевел: Илья Шабалкин для Newочём
Редактировал: Евгений Урываев