Приведет ли распространение самоуправляемых машин к большему числу аварий

Общество

Когда появятся самоуправляемые машины, безопасность на дороге сначала снизится, но потом существенно возрастет.

На протяжении десятилетий самым опасным для жизни временем на американских дорогах оставались четыре дня в году: 3-4 июля и 23-24 декабря.

Это печально, но неудивительно: во время праздников движение становится более оживленным, а люди чаще употребляют алкоголь. По данным Национального института по злоупотреблению алкоголем и алкоголизму (США), вождение в нетрезвом виде является причиной около 40% смертей на дороге в течении двух недель перед Новым годом и 30% — в остальное время.

Таким образом, легко представить, насколько повысится безопасность вождения, если заменить водителя (который может пьяным сесть за руль) компьютером (который не может). К 2050 году, если самоуправляемые машины получат широкое распространение, это, возможно, будет сохранять около 300 000 человеческих жизней в США за каждое десятилетие.

Такая перспектива кажется еще более удивительной, если посмотреть на то, как повысилась безопасность вождения в последние годы. В семидесятых, согласно данным Национального института здравоохранения, алкоголь был причиной 60% всех аварий со смертельным исходом. Сегодня это уже 30% случаев. В начале семидесятых каждый год на дорогах США погибали 60 000 человек. Сегодня же число погибших вдвое меньше — 32 000 человек в год.

Стоит также учитывать, насколько увеличилась загруженность дорог в 2015 году по сравнению с 1970-м. Тогда, по данным Федерального управления шоссейных дорог, в США насчитывалось 112 млн человек с водительскими правами. Сегодня таких людей уже 210 млн. Иными словами, полвека назад на 1 866 водителей приходился один случай со смертельным исходом, тогда как сейчас одна такая авария приходится на 6 400 водителей.

Понять причины такого изменения статистики довольно просто. Жесткое регулирование вождения в нетрезвом состоянии и автоматизированные системы безопасности стали причиной столь кардинальных перемен. Двадцать лет назад только половина водителей пользовались ремнем безопасности, теперь это число увеличилось до 87%. По оценкам Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, ремни и подушки безопасности каждый год спасают тысячи жизней. Развитие встроенных технологий тоже сыграло свою роль. Все более частый выпуск автомобилей с динамической системой стабилизации (автоматической системой для предотвращения заносов) дополнительно спасает 10 000 жизней ежегодно.

Существуют также другие, менее очевидные факторы, повлиявшие на безопасность дорожного движения. Например, неоднократно подтверждалось, что во время экономического спада в США уменьшается количество дорожных происшествий. Больше это касается молодых водителей в возрасте от 16 до 24 лет — они реже пользуются автомобилем во время безработицы, а со временем отказываются и от личных поездок. Я обращаю на это внимание, просто чтобы подчеркнуть, что существуют и более сложные причины, влияющие на общую статистику. Недостаточно знать, сколько людей пристегивают ремень безопасности или проходят проверку на алкогольное опьянение.

По мере приближения к безопасному будущему самоуправляемых машин мы сталкиваемся с похожими проблемами. Пока трудно представить беспилотный автомобиль Google на дорогах калифорнийского Маунтин-Вью или техасского Остина. Но через 20 лет такие машины, возможно, будут ездить по всей стране.

Что будет, если количество самоуправляемых автомобилей возрастет, но на дорогах еще останутся обычные машины? Некоторые исследователи полагают, что в это время, по крайней мере, для водителей обычных машин, безопасность на дорогах снизится. Так произойдет не только потому, что люди управляют машинами хуже, чем компьютеры (а это действительно так), но и потому, что людям придется адаптироваться к иным условиям передвижения на дороге.

«Во многих ситуациях водители обмениваются взглядом и действуют в зависимости от ответной реакции. Такое общение неприменимо в случае с самоуправляемыми транспортными средствами», — поясняли Майкл Сивак и Брендон Шоутл (исследователи транспорта в Мичиганском университете) в своем эссе для журнала Time в прошлом месяце. Но даже если люди привыкнут к беспилотным машинам, им также нужно будет научиться формировать определенные ожидания в зависимости от типа беспилотника, встреченного на дороге.

«Учитывая, что транспортные средства могут быть по-разному запрограммированы, водитель может не знать, чего ожидать от машины того или иного производителя», — пишут Сивак и Шоутл

Все это, несомненно, подтверждает, что самоуправляемые машины, в технологическом плане, постоянно совершенствуются, становятся более безопасными. Они «учатся» ездить в дождь и в снег, принимать сложные решения в аварийной ситуации (например, врезаться в электрический столб или сбить животное?), взаимодействовать с человеком на дороге. Но окончательная цель еще не достигнута.

Поэтому, несмотря на то, что в ближайшем будущем самоуправляемые автомобили могут начать спасать миллионы жизней по всему миру, прежде чем они заполнят дороги, как людям, так и компьютерам придется преодолеть множество сложностей.

Автор: Адриенна Лафранс.
Оригинал: The Atlantic.

Перевела: Наташа Живова.
Редактировали: Евгений Урываев, Варвара Болховитинова.

Оцените статью
Добавить комментарий