Мэтт Бёрнс написал о ситуации, случившейся в школе его сына на прошлой неделе, которая могла произойти почти где угодно в США. Школа организовала день профориентации, и его семилетний сын сказал своим учителям, что хотел бы стать геймдизайнером. В ответ один из учителей стал убеждать мальчика отказаться от своей цели и заявил, что ребёнок должен думать о настоящей работе.
К сожалению, такое происходит чаще, чем хотелось бы. Работники творческой сферы в Америке — от креативщиков до учёных и программистов — не имеют такого социального статуса, который является типичным для других профессий. Все любят предпринимательство, но, видимо, мало кто хочет видеть своих детей или родню в этой отрасли, даже в самом центре области залива Сан-Франциско (местонахождение Кремниевой долины, — прим. Newочём).
Креативность — это хобби или профессия?
Казалось бы, креативная экономика занимает лидирующие позиции, и эксперты говорят нам лелеять творческие таланты наших детей, чтобы мы помогли им в гонке против автоматизации на рынке труда. Потом мы смотрим на средние школы в Америке и видим, что внимание уделяется всему, кроме процесса созидания. Уроки труда, художественные студии, электронные мастерские и студенческие газеты исчезают, а изучение информатики на более высоком уровне больше не входит в учебный план классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Существует целая куча чисто логических причин, почему эти изменения находятся на стадии реализации. Сокращения бюджета потрясли школы по всей стране, а из-за того, что базовым предметам уделяют больше внимания на итоговом тестировании, учителя вынуждены ставить им больше часов в ущерб творческим урокам.
Однако то, что люди все еще не самого высокого мнения о тех, кто созидает, нельзя объяснить только этими причинами. Достаточно лишь немного углубиться в нашу культуру, чтобы увидеть предрассудки, направленные против тех, кто создает.
Например, взгляните на американское телевидение. У них есть десятки сериалов о врачах, полицейских и юристах за все эти годы, но сколько из них о созидателях? Кремниевая долина получила две пародии и комедийный сериал «Теория большого взрыва» — благожелательный к ботаникам и достаточно смешной, но который, кажется, играет на самых худших стереотипах о них
Американское телевидение показывает стойкую пропасть между креативностью как хобби и креативностью как работой. Когда креативности находится место в школьных учебных планах, учителя и дирекция относятся к этому с радостью, однако стоит ученику пожелать заняться тем, что ему нравится в качестве профессии, поддержка сразу куда-то улетучивается. Если вы этому не верите, то попробуйте навестить центры организации и планирования карьеры в средних школах или даже университетах. Мыслители годами настаивали, что мы должны перестать вешать на людей с определенными профессиями ярлыки и вместо этого «создавать свои собственные профессии». Но стоит вам попытаться претворить этот завет в реальность, и вы получите список профессий типа инвестиционного посредничества или управленческого консалтинга.
Креативность и риск
Наше общество очень предвзято относится к работе, которая подразумевает любой тип риска. Неуверенность в экономической стабильности, возникшая из-за резких изменений в мировой экономике, поощряет еще больший консерватизм в вопросах карьеры именно тогда, когда мы должны стремиться быть более изобретательными. Фактически сейчас самое лучшее время для развития и запуска продуктов через Интернет, но общий экономический страх парализует общество, которое предпочитает только самые безопасные варианты.
Когда учитель говорит «получи настоящую профессию», то верит в это на самом деле. Право, бухгалтерия и медицина считаются безопасными, поскольку они, казалось бы, стойкие к превратностям рынка труда. Люди всегда будут болеть, несмотря на экономическую конъюнктуру, и компании постоянно будут должны считать свой балансовый отчет.
Честно говоря, эти изменения в экономике пришли настолько быстро, что социальному положению пока остается полностью осознавать насколько Интернет разрушил некоторые профессии. Например, право до сих пор искренне советуют в качестве рода деятельности, несмотря на огромный коллапс на рынке труда в этой профессии со времен экономического кризиса.
Даже Кремниевая долина последовала за этой пропастью между любителями и профессионалами. Средства для создания больше не стоят дорого и не принадлежат элите; ими могут пользоваться все, и лишь некоторые кошельки станут от этого тоньше. Каждый может писать музыку, публиковать романы и статьи или написать кусок кода. 3D-печать облегчила создание своих собственных физических объектов, а в будущем она станет еще доступнее.
Однако в то время, как мы облегчаем доступ к средствам, строительство карьеры не стало проще. Почти все креативные рынки является тем, что специалисты по экономике труда называют «турнирной моделью» — когда шансы на победу малы, но выигрыш является огромным, если ты сможешь достичь вершины профессии.
В своих странах топ-музыканты — это крупные миллионеры; то же касается и топ-дизайнеров и программистов. Но выигрыш распределен неравномерно, и даже среднему музыканту или разработчику видеоигр скорее всего придется смириться с тем, что его работа — это скорее увлечение, чем профессия.
Изменение восприятия и риска
Мы должны рассматривать эту проблему с двух сторон. Во-первых, нужно больше ролевых моделей, которые на своем примере покажут, как быть созидателем и зарабатывать на этом деньги. Наша экономика очень сильно изменилась и старые правила больше не работают. Нам нужны примеры, на которые смогут равняться студенты и даже родители, чтобы чувствовать себя спокойно в своем выборе рода деятельности.
Во-вторых (и это самое важное), мы должны сразу предупреждать о рискованности этих профессий. Отчасти это происходит через краудфандинг, который дает возможность заработать стартовый капитал через такие сайты, как Kickstarter и Indiegogo. Однако мы все же должны создать механизмы которые со временем минимизируют риск. Как сделать рыночную индустрию устойчивее? Сервисы для подписки вроде Patreon и Bandcamp — это отличный шаг вперед, но их должно быть намного больше.
Общество не готово изменить его подход к риску, но мы в состоянии поменять как восприятие этой сферы, так и минимизировать сам риск, сопряженный с погружением в неё. Ни один ребенок не должен слышать, что быть творцом — это «не настоящая работа», когда наша экономика не просто поддерживает креативность, но и отчаянно в ней нуждается.
Оригинал: TechCrunch
Перевела: Lida Zinko для Newочём
Редактировали: Евгений Урываев и Артём Слободчиков
У нас в стране не лучше ситуация, кстати
При чем тут геймдизайнеры и те, кто созидает? Они созидают? А просто дизайнеры?
Эдуард, просто в текст анонса надо было вставить что-нибудь трендовое и мало оплачиваемое в РФ :)
Потому что на такой работе люди работают, потому что им это нравится. А нужно работать на заводе.
Кому нужно?)
Евгений, чушь.