После Октябрьской революции в СССР последовал период либерализации и в этот же период право советских женщин на аборт было ограничено. Но, в 1950-ых все изменилось: женщины вырвали себе это право, в чем обогнали почти весь Запад.
В России сейчас на феминизм смотря как на что-то заимствованное из постсоветской эпохи. В этом контексте история завоевания женщинами права на аборт стало забытым достижением. А ведь в Советском Союзе оно стало доступно намного раньше, чем в западных странах.
Такая позиция противоречила тоталитарному подходу к советской истории: вроде как СССР был нисходящим государством, где все было подчинено одной партии и больше ничего не делали. Само собой, что такая точка зрения исключала возможность женщинам отстаивать свои права. А с 1980-ых годов такой подход кардинально меняется.
Этот подход просматривается в том, как обычно, была упорядочена хронология советской гендерной политики. Именно поэтому в 1930 году был ликвидирован Женотдел, что привело к полному исключению женщин из жизни государства. Но, на этот гендерная борьба не прекратилась.
В этом отношении была показательной декриминализация абортов в Советском Союзе в 1955 году. Одним из главных участников пропаганды легализации абортов была Мария Коврыгина.
От свободы к запрету
Впервые аборты по медицинским и социальным показателям были разрешены в 1920 году. Советский Союз был первым государством, который предоставил такое право. Но, это не означало, что у женщин было право выбора. Скорее аборт тогда рассматривался как итог перехода от царизма к социализму.
В Постановлении «Об охране здоровья женщин» в 1920 году незаконные аборты обозначалась как зло для коллектива, а защита материнства и младенчества со временем обеспечит постепенное исчезновение этого явления. Но, пока моральные пережитки прошлого вынуждают женщин идти на такой шаг, нужно обеспечить это в медицинских условиях, дабы не допускать подпольные процедуры.
Через 16 лет, в 1936 году аборты снова были запрещены. Их можно было делать только по медицинским показателям. Женщины, которые нарушали этот запрет, рисковали не только своим здоровьем, но и своей свободой, ведь за незаконный аборт могли посадить в тюрьму.
В новом постановлении было сказано, что социальные условия жизни в стране стали лучше, поэтому женщина больше не нуждается в аборте и они должны быть готовы принять на себя роль матери.
Закон, который отменил право женщины на аборт, утверждал следующее: «Ни в одной стране мира женщина не пользуется таким равноправием во всех областях жизни государства, семейном быту, как в СССР. Ни в одном стране мира женщина, как мать и гражданка, не пользуется таким уважением и защитой закона, как в СССР.
Это была не первая и не последняя сталинская реформа репродуктивных прав. После ВОВ, чтобы повысить в стране рождаемость, власти приняли новый Семейный Указ в 1944 году, целью которого было увеличение рождаемости вне брака. Суть этого закона заключалась в том, что мужчины освобождались от ответственности за детей, которые были рождены вне брака.
Также закон 1944 года ввел категорию матерей-одиночек. Теперь, когда родители ребенка не состояли в браке, строчка в свидетельстве о рождении об отце оставалась пустой. Но, к росту населения этот закон не привел. Наоборот – в период с 1949 по 1955 год от последствий нелегального аборта умерло больше 4 000 женщин. А вместе с этим выросло и количество сирот, у которых были отцы.
Создание женских комитетов
Столкнувшись с высоким уровнем нелегальных абортов, власти создали межведомственные комитеты, которыми управляли женщины. Одной из таких была Мария Ковригина, врач и заведующая больницей. Также она была членом Антифашистского комитета советских женщин.
Ковригина последовательно выступала за изменения в законодательстве: расширение перечня показаний для легального аборта и его дальнейшую декриминализацию. Добиться этого удалось только в 1954 году, когда она заступила на пост Министра здравоохранения.
В 1955 году были принят Указ «Об отмене запрещения абортов». Примечательно то, что, как и предыдущие указы, этот документ был составлен с упором на сохранение материнства и детства.
Ковригина – яркий пример женщины-лидера в политике СССР в 1950-ых годах. Попав в политику не по своей воле, в итоге она смогла получить определенную власть и за счет этого продвигать интересы женщин в рамках тогдашней советской идеологии.
Остается еще несколько интересных деталей в этой истории, которые нужно дополнительно разъяснить: какие факторы стали возможным появление этого законопроекта, какие были противоречия, и какие споры были вокруг этого закона о легализации абортов.
Сама история Ковригиной интересна обсуждением советского феминизма. Для самостоятельных действий ей не хватало пространства. Признание этого факта вполне согласуется с отрицательной характеристикой идеи гендерного равенства в Советском Союзе. Таковые, которые были навязаны населению государством. И это объясняет то, что Ковригину продвигали в правлении против ее воли, создавая тем самым присутствие женщины в правительстве.
Но, в итоге она стала действительно выдающимся политическим деятелем, который отстаивал права женщин.
Оригинал статьи: Jacobin
Автор статьи: SASHA TALAVER
Переводила: Юлия Гуркина
Редактировала: Юлия Гуркина