Содержание
Самый жуткий сон, который когда-то приснился моей дочери, которая теперь уже учится в колледже, был о бегающих ногах. В нашей семье он потом так и обозначался: «бегающие ноги», с акцентом на первое слово, чтобы была понятна значимость этого дела. Приснился он моей дочери, когда она еще ходила в детский сад, а весь сюжет заключался в том, что за ней бегала пара ее же ног в черных колготках.
Сон – это было первое, о чем она заговорила с утра после пробуждения. За завтраком она снова о нем рассказала, и было видно, что такой ночной сюжет на нее плохо повлиял. Мы решили об этом поговорить. Я спросил дочь: а что было бы, если бы они ее догнали?
«Они бы укусили меня», – ответила она мне
«А с чего же им тебя кусать?», – спросил я.
Это ее все же развеселило, но не настолько, чтобы забыть об этом сне. Она решила рассказать об этом сюжете своей воспитательнице, а та попросила ее нарисовать приснившееся и обсудить. После такого психологического приема страх у дочери исчез, но память об этом осталась.
Может быть это звучит глупо, но сон про бегающие ноги соответствовал характеристикам ночного кошмара. Он был первый раз упомянут при пробуждении и может быть даже стал причиной того, что ребенок проснулся. Он вызывал чувство беспокойства даже на следующий день. В нем было то, что испугало ребенка – вероятность физической агрессии.
В кошмарном сне мы также можем оказаться в ситуации, когда наносим вред другим людям.
«Человек – это социальное существо. И кошмары, которые нам сняться, могут быть чем-то значимым для нас», – говорит профессор Михаэль Шредль, который занимается исследования сна в Научном центре психического здоровья в Мангейме, что в Германии.
Конечно, для всех нас будет лучше, если бы ночных кошмаров вообще не существовало. Но, в то же время их присутствие в нашей жизни не удивительно. Если наш мозг периодически вполне неплохо просматривает абсурдные и милые сюжеты наших снов, то нечему удивляться, что иногда он хочет посмотреть какие-то триллеры.
Казалось бы, все очевидно, но все же остается несколько вопросов. Например, почему в одну ночь нам сняться кошмары, а в другую что-то милое; почему одни люди буквально страдают от таких снов, а другие просят показывать еще; и какой смысл у ночных кошмаров?
Этим вопросом не первый год задаются и ученые: проводится масса исследований на тему снов. Некоторые загадки им удалось разгадать. Кроме этого, разрабатываются новые технологичные способы наблюдения за спящим мозгом человека в период, когда ему снится кошмар и когда что-то спокойное. Разработанные технологии даже могут считывать некоторые сюжетные линии и образы. Поэтому, не исключается, что в обозримом будущем появятся технологии, с помощью которых можно будет вмешиваться в ночной кошмар и менять его сюжет. Это значит, что спящий человек сможет брать контроль над тем, что творить его мозг в это время.
В равной степени кошмарные сны не затрагивают нас всех. В 2017 году в журнале «Социальная психология и эпидемиология» опубликовали результаты интересных исследований. Около 5% жителей Великобритании минимум раз в неделю видят кошмарные сны, а этого уже достаточно, чтобы диагностировать психическое расстройство. От 30 до 50% жителей страны видят страшные сны минимум раз в месяц. Американское общество медицины сна подсчитало: 85% людей периодически видят кошмары, но эпизодического характера.
Откуда у нас в голове берутся кошмары?
Истоки будущих ночных кошмаров могут быть еще в раннем возрасте, когда проходит период «младенческой амнезии». Длится она от рождения до 3,5 лет. В это время у нас в голове не формируются сильные воспоминания. Но, естественное течение этого периода будет нарушено, если ребенок получит сильную травму: станет жертвой физического насилия, увидит что-то страшное, будет помещен в патронатную систему, в которой у него не будет чувства защищенности и привязанности ко взрослым.
Гипотезу о том, что такие события могут привести к ускорению стресса, выдвинул психолог Торе Нильсен из Университета Монреал. Его исследование на эту тему было опубликовано в журнале Frontiers of Neurology в 2017 году.
Суть этой гипотезы в том, что сильные потрясения в раннем возрасте могут ускорить развитие навыков, которые управляют страхом и моделируют поведение в разных кризисных ситуациях. Это будет полезно для ребенка, но уже в старшем возрасте.
«Травма приводит к тому, что в мозгу происходят изменения, которые помогают ребенку адаптироваться к происходящему вокруг быстрее, за более короткий промежуток времени. Однако, в то же время это может способствовать возникновению психологических проблем и становится причиной ночных кошмаров не только в детском, но и взрослом возрасте», – говорит Нильсен.
Согласно гипотезе ускорения стресса, травма-провокатор такого процесса не обязательно должна быть чем-то негативным. Стрессом для ребенка может быть и что-то положительное, но это должно быть прямо аховое событие, которое он даже не мог предполагать. Например, рождение брата или сестры. Само по себе, это конечно, хорошее событие, но ребенок может к этому отнестись неоднозначно: в силу своего возраста он еще не понимает, что произошло, думает, что родители от него откажутся или перестанут любить, а это все вызывает стресс.
В своем исследовании Нильсен писал, что младшие дети меньше сталкиваются с ночными кошмарами, чем первенцы, примерно в 2 раза.
В 2018 году было проведено исследование с участием 1216 человек. Было обнаружено, что стать причиной ночных кошмаров может даже мелкий повседневный стресс. Обусловлено это тем, что любой вид стресса увеличивает вероятность проявления ночных кошмаров, потому что в подсознании остаются какие-то нераспознанные проблемы.
Причиной проявления ночных кошмаров также может быть темперамент человека. Было обнаружено, что люди, которые более чувствительны, в результате пережитых дневных негативных событий чаще ночью видят плохие сны.
Клинический психолог Брайони Шивз из Оксфордского университета специализируется на изучении расстройств сна. В ходе своих исследований она установила, что есть связь между ночными кошмарами и болезненным триптихом, который свойствен определенному темпераменту: паранойя, галлюцинации, частное ощущение обезличенности. Психолог уточняет, что во всех этих случаях она не делает акцент на клинических условиях: например, некоторые люди будут более подозрительными, чем другие; одни больше склонны чувствовать себя обезличено, чем другие в какой-то стрессовой для них ситуации ( это может быть даже вечеринка или какой-то праздник в кругу знакомых людей). Что касается галлюцинаций, то здесь люди в основном после пробуждения сталкиваются с яркими образами, которые были во сне. Это называется гипнагогическое или гипнокомпонентное состояние. Таким людям кошмары снятся намного чаще.
«В реальности у многих людей кошмары возникают без видимой на то причины. Исключением будет тот случай, когда кошмар – это следствие посттравматического стрессового расстройства», – говорит Шивз.
Согласно данным Министерства по делам ветеранов США, среди людей с посттравматическим стрессовым расстройством, которые пережили войну или сексуальное насилие, от 71% до 96% рассказывают о частных ночных кошмарах. И в данном случае можно рассматривать это как первые симптомы психологического заболевания.
Пока что неизвестно, какие именно части мозга являются неким проектором для трансляции нам ночных кошмаров. Предполагается, что таковыми участками выступает передняя часть поясной извилины коры, гиппокамп, медиальная префронтальная кора и миндалина.
Передняя часть поясной извилины участвует в формировании эмоций, уровня кровяного давления и сердечного ритма, распределения внимания и определения линии поведения. Все это как раз и используется в продуцировании ночных кошмарных снов.
Что касается гиппокампа – его основная роль в регулировки памяти и обработке воспоминаний, переживании травмирующих событий и воспроизведении их во сне.
Но, основными действующими компонентами в этой четверке выступают миндалина и префронтальная кора мозга. Когда мы не спим, префронтальная кора следит за тем, какие эмоции у нас находятся на поверхности, а какие подавляются. Но, во время сна лобные участки мозга не работают, а механизм миндалины, который контролировал эмоции, не работает должным образом. Поэтому, ночью, когда наш мозг отключается, разные чудовища приходят к нам в гости.
Как научится понимать свои ночные кошмары?
Каким бы ужасным не был сюжет нашего ночного сна, это еще не значит, что он несет в себе что-то плохое. Как показали последние исследования головного мозга, участки, которые задействуются при ночных кошмарах, продуцируют выработку страха, который обладает адаптивной ценностью.
В 2019 году ученые из Вирджинии провели анализ реакции мозга на кошмарные сны. В исследованиях принимало участие 89 человек: в течение недели они вели дневник сна, в котором записывали свои эмоции от сновидений. После этого участники прошли МРТ головного мозга во время которой смотрели на фотографии людей с разными эмоциями.
У испытуемых, которые сообщали больше о положительных, чем негативных снах, во время просмотра фото с пугающим или зловещим лицом, активизировалась средняя часть коры головного мозга и островковая область. Испытуемые, которые сообщали чаще о кошмарных снах, не так ярко реагировали на фотографии с пугающими образами.
Из этого следует, что люди, которые чаще видят кошмары, в реальной жизни лучше справляются со стрессами.
Еще более увлекательным оказалось исследование Томоясу Хорикавы и Гуохуа Шена из Международного исследовательского института передовых телекоммуникаций в Киото.
Ход исследований подробно описали в журнале PLOS Computation biology в 2019 году. Ученые провели функциональную МРТ мозга и буквально смогли посмотреть чужие сны.
Сначала ученые обучили нейронную сеть распознавать большую коллекцию разных изображений: самолеты, животные, растения, лица людей, транспорт и так далее. Потом они подключили людей в фМРТ и попросили их представить образы, которые ранее были показаны нейронной сети. Если испытуемые засыпали во время таких исследований, их будили во время гипнагогического состояния и спрашивали, какие сновидения у них воспроизводились. Данные фМРТ из этих мысленных образов были закодированы в их ответах.
После этого начали тестировать полученную базу данных. Испытуемых еще раз подключили в фМРТ пока они рассматривали разные изображения, а данные об этом отправляли в глубокую нейронную сеть, которая пыталась понять и воссоздать изображения. Результаты были поразительно точными.
Например, морда тигра или дерево, которое ИИ показывало в ответ на анализ активности мозга, не всегда была четкой. Иногда нужно было разгадать изображение, чтобы понять сюжет. Тем не менее, в большинстве случаев нейронная сеть правильно считывала данные мозга и верно показывала, что видит человек во сне.
Пока что рано говорить о практическом применении такой системы, но возможно в дальнейшем ее можно будет использовать для правильного понимания кошмарных снов и управления ими.
Как нам научится контролировать свои кошмарные сны?
С помощью новых технологий можно оказывать прямое влияние на то, как будут протекать кошмары. Транскраниальная стимуляция может активизировать лобную и височную долю мозга с помощью импульсного тока низкой частоты. Учеными доказано, что такая стимуляция превращает обычные сны в осознанные.
Во время осознанных сновидений человек понимает, что то, что происходит в его сне не реально. Он даже может наблюдать со всем со стороны и даже контролировать свое поведение в этом сюжете. Например, вместо того чтобы убегать от преследователя, самому за ним гнаться.
В 2018 году в Journal of Sleep Research была опубликована статья об исследовании доступных сейчас нетехнологичных методах лечения кошмаров. Общая работа 23 авторов стала, как об этом выразился Шредль, «первой в мире кошмарной конференцией». В ней исследователи пришли к выводу, что одним из самых действенных способов лечения кошмарных снов является снижение эмоциональности. Пациента сначала просят ярко представить свой кошмарный сон, а потом выполнить несколько упражнений на расслабление. Затем его просят снова представить кошмар, но ничего успокоительного не предпринимать. Такой этап подвергает их реальному кошмару уже в контролируемой обстановке, а это поможет лишить сновидения возможности провоцировать чувство страха.
Также, согласно проведенным в 2018 году исследованиям, эффективной методикой является «терапия репетиции образа». Суть ее заключается в следующем: в течение дня они несколько раз себе представляли кошмар, но каждый раз переписывали сюжет на более положительный. Метод простой, но эффективный. Согласно проведенным в 2010 году исследованиям применение такой методики помогло снизить частоту и тяжесть ночных кошмаров у пациентов с посттравматическим синдромом.
Также помогает урезать частотность проявления ночных кошмарных снов когнитивно-поведенческая терапия, в ходе которой люди переосмысливают увиденное и свое отношение к таким сюжетам.
Конечно, ни одна терапия не сможет полностью избавить нас от кошмарных снов. Наш мозг слишком изобретателен и чересчур хорошо реагирует на окружающие нас обстоятельства, чтобы показывать нам только положительные сны. Но, в то же время понимание ночных кошмаров и умение их правильно интерпретировать, контролировать – это уже новое оружие старой войны. Мы не можем изменить то, что нам снится, но можем изменить свое отношение к этому.
Автор: Джеффри Клюгер
Оригинал статьи: Time
Переводила: Юлия Гуркина
Редактировала: Юлия Гуркина