
Отгадайте, что общего у этих двух людей. Г-на Б. временами охватывает необъяснимая любовь к песням Джонни Кэша, а г-н Н. как-то раз собственными глазами увидел, как его доктора превратились в итальянских поваров.
Аудиоверсия статьи: Podster | iTunes | YouTube | Скачать | Telegram
Правильный ответ: и тот и другой проходили глубокую стимуляцию мозга (сокращенно ГСМ): им в голову вживили имплантат, который изменяет активность нейронов, посылая электрические импульсы в нужные области мозга. Имплантаты предназначены для лечения неврологических заболеваний, и, казалось бы, от них одна только польза. Но примеры г-на Б. и г-на Н. показывают, что эти устройства могут нежелательным образом влиять на поведение и восприятие действительности.
Г-н Б. лечился от тяжелого обсессивно-компульсивного расстройства. Он никогда не был меломаном, однако во время стимуляции у него развилось отчетливое и ранее не наблюдаемое предпочтение к песням Джонни Кэша. Причем как только прибор выключался, пристрастие пропадало.
Г-ну Н., больному эпилепсией, назначили ГСМ, чтобы локализовать судорожный очаг. В ходе процедуры у него появились галлюцинации: халаты врачей вдруг превратились в поварские фартуки. Видение прекратилось лишь по окончании стимуляции.
В обоих случаях изменения восприятия были спровоцированы именно ГСМ. Возможность такого воздействия на человеческий мозг поднимает ряд непростых вопросов. По мере распространения нейротехнологий поведение пользователей устройств ГСМ и других видов мозговых имплантатов будет выходить за рамки устоявшегося понимания об ответственности за свои поступки.
Юристы, философы и специалисты по этике веками пытались определить критерии, по которым людей можно считать ответственными за свои действия с точки зрения морали и закона. По всеобщему мнению за самоконтроль, рациональное мышление, эмоции, а следовательно, за действия и поведение человека отвечает мозг. Это значит, что без здорового мозга не может быть свободы воли, самостоятельности и ответственности.
Но кто (или что) будет нести ответственность, если человек находится под влиянием мозгового имплантата? Этот вопрос находится на стыке нейроэтики и юриспруденции — дисциплин, входящих в сферу интересов авторов настоящей статьи. Мы считаем, что общество должно дать на него ответ до того, как это придется решать в зале суда.
Кого винить, если что-то пойдет не так?

Представим себе следующую ситуацию. Как-то раз за рулем г-же М. внезапно захотелось на полной скорости въехать в толпу людей на автобусной остановке. Итог: несколько пострадавших и разбитая вдребезги остановка. В ходе расследования полиция установила, что женщина пользуется мозговым имплантатом для лечения болезни Паркинсона. Как раз перед происшествием в устройстве произошел сбой, сама же г-жа М. утверждает, что в глаза никакой остановки не видела.
Технологии стимуляции мозга будут только совершенствоваться. В связи с этим гипотетическая история г-жи М. может помочь разобраться, как оценивать ответственность человека в подобных ситуациях. Отвечает ли г-жа М. за свои действия в полной мере? Можно ли переложить часть вины на устройство? А на инженеров или компанию-производителя? Может быть, виновен нейрохирург, который проводил операцию, или невролог, который задавал параметры?
Исторически сложилось, что и с моральной, и с юридической точки зрения ответственность всегда несет лицо, действующее осознанно и по собственной воле, согласно своим планам и желаниям, без вмешательства внешних сил. Однако, учитывая современный уровень развития технологий, в работу мозговых имплантатов могут вмешиваться несколько действующих лиц, в том числе программы на основе искусственного интеллекта с возможностью напрямую воздействовать на мозг.
Признав теоретическую возможность влиять на поведение человека с помощью медицинских устройств, следует разобраться, в какой мере пациент сохраняет контроль за своим поведением. Допустим, имплантаты оказывают влияние на чьи-то решения или реакции. Значит ли это, что человек больше не действует по собственной воле? Если да, то правильно ли призывать его к ответственности?
Назрела необходимость разработать план действий в тех случаях, когда наука и техника начинают расшатывать устоявшиеся договоренности.
Круг подозреваемых очень широк
Существует несколько юридических классификаций ответственности. В частности, выделяют ответственность причинную и виновную.
Оперируя этими терминами, можно рассудить, что причинную ответственность несет имплантат, а виновной считается г-жа М. Решение вполне интуитивное: все-таки женщина могла и не поддаваться соблазну. К тому же ей могло быть известно о побочных эффектах вживления аппарата. Альтернативный вердикт: приписать всю ответственность г-же М., но учесть наличие имплантата в качестве смягчающего обстоятельства.
Разобраться в этих нюансах крайне важно, поскольку тот вариант разделения ответственности, который будет одобрен обществом, может поставить пациентов перед нелегким выбором. Что хуже: перспектива уголовного наказания или невылеченное неврологическое заболевание?

Переосмыслению подлежат и ответственность производителей за безопасность продукта, и профессиональная ответственность исследователей и разработчиков, и ответственность за халатность медицинского персонала, который устанавливал и настраивал прибор. Можно признать виновными их всех, но остается еще определить степень вины каждой из сторон.
Разграничение ответственности усложняется еще и тем, что имплантаты подвержены вмешательству злоумышленников. В новейших аппаратах поддерживается возможность беспроводного соединения. Хакеры могут воспользоваться уязвимостью в защите этих устройств и подтолкнуть г-жу М. к совершению противоправных действий в корыстных целях.
Уже известны случаи взлома дозаторов инсулина и вживляемых кардиодефибрилляторов. Сообщений о вмешательстве в работу мозговых имплантатов еще не поступало, но по мере распространения технологии возможностей поставить изобретение на службу зла у технически подкованных преступников будет хоть отбавляй.
Как видно, современное понимание моральной и юридической ответственности не учитывает возможного влияния вживляемых устройств. Необходимо решить, можно ли оправдать правонарушение наличием у виновника мозгового имплантата, и если да, то в каких случаях. Правовые механизмы не раз подвергались корректировке или расширению с появлением очередной новой технологии. Вспомним, как в связи с распространением вспомогательных репродуктивных технологий пришлось переосмыслить значение слова «родитель».
Вот увидите, совсем скоро в любом зале суда можно будет услышать: «Ваша честь, я невиновен: это все имплантат».
Оригинал: The Conversation.
Авторы: Лора И. Кабрера, преподавательница нейроэтики Мичиганского государственного университета, и Дженнифер Картер-Джонсон, доцент факультета права Мичиганского государственного университета.
Переводил: Александр Иванков.
Редактировали: Слава Солнцева и Илья Силаев.
http://telegra.ph/Vasha-chest-ya-nevinoven-ehto-vse-implantat-04-23
В случае, если такой человек убил свою мать, то можно сказать, что она покончила жизнь самоубийством, так как если бы не родила его, то он бы не вставил себе в голову имплантат и не убил ее.
Bandiera, по такой логике во всём виноваты Адам и Ева
Олег, Адам и Ева тоже жертвы. Во всем виноват бог.
Bandiera, бога нет
Влад, если бога нет, то кто создал Newочём?
Виктор, мой батя
Саша, респект таким батям
Иисус, залогинься
Виктор, какие-то долбоебы
А существуете ли вы, мистер Джонс?
Newочём знаете чего вам не хватает?
Саша, я знаю, кому не хватает пары запятых, например
Илья, это максимум на который ты способен
Саша, увы-увы
Блин, существует хоть один паблик с вменяемыми читателями? Вечно какие-то дегенераты к комментах…(крик души)
Nikita, если ты перестанешь писать, то на одного станет меньше
Никита, вменяемые есть в любом паблике. Они просто не активны в комментах.
Винить надо закон, он дурацкий полюбому
А типа под водкой восприятие реальности и поведение не меняется? Ппц проблему из пальца высосали.
Водка — это твой личный выбор, а имплантанты — способ лечения, может быть вынужденный.
«Что хуже: перспектива уголовного наказания или невылеченное неврологическое заболевание?»
Перспективу задолбашить остановку с людьми автор на весы не положил, лол.
(На самом деле я понимаю, что это скорее всего вызвано исследовательским азартом, но блин)
А почему бы не обвинить автоконструктора, который не предусмотрел тупость людей и не поставил в авто такую штуку, которая остановит авто перед другими людьми?
Иван, как знал: http://www.ntv.ru/novosti/1415336/