Как работают вещие сны и религиозные откровения

Наука

Однажды вечером в 1745 году один выдающийся ученый обедал в отдельной комнате какой-то из лондонских таверн, как вдруг заметил человека, сидевшего в углу и, по всей видимости, обращавшегося к нему. Испугавшись за собственную вменяемость, ученый спешно отправился домой и заснул. Той ночью мужчина из таверны явился ученому во сне, пообещав раскрыть смысл Библии и утверждая, что он сам Господь Бог. Этим ученым был Эмануэль Сведенборг, который в возрасте 57 лет начал писать несколько книг о явившемся ему откровении, вдохновляя последователей и инспирировав целое религиозное движение. Во времена расцвета сведенборгианской церкви в Соединенных Штатах 19 века, философия ее последователей оказала наиболее значительное влияние на трансценденталистов Новой Англии, в том числе и на Ральфа Уолдо Эмерсона. Сведенборгианская церковь на данный момент продолжает существование и насчитывает около 30 000 последователей по всему миру.

Многие религии начинались как сон или видение в голове их основателей. Савл из Тарса (апостол Павел) ехал в Дамаск, чтобы принять участие в гонениях на зарождавшуюся там христианскую общину, когда «внезапно осиял его свет с неба». Он упал на землю и услышал голос, обращающийся к нему:

Савл, Савл! что ты гонишь Меня?.. Я Иисус… встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать

После этого видения Савл стал апостолом Павлом и оставшиеся годы посвятил проповедованию христианства.

Пророк Мухаммад, основатель ислама, получил первое откровение в серии снов. В Хадисах сказано: «Ниспослание откровений посланнику Аллаха … началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре, он никогда не видел …»; кульминацией стало видение ангела Джабраила, который приказал ему прочитать первые аяты того, что потом станет Кораном. Аналогично, в ночь перед просветлением, Будда увидел «пять великих видений». В первом из них, Земля была его ложем; Гималаи, величайшие из гор, его подушкой; а ноги и руки его лежали в океанах. Вдохновленный видениями, Будда совершил утренний ритуал омовения, после чего сел под деревом Бодхи, и оставался там до тех пор, пока не осознал полученные им видения и не «пробудился».

Список можно продолжать бесконечно. Джозеф Смит, основатель мормонизма, видел ангела Морония ночью 21 сентября 1823 года:

После того, как я уже приготовился отходить ко сну, … Я обнаружил … в своей постели существо, стоящее в воздухе … Он был в балахоне самой превосходной белизны … Все его естество было неописуемо великолепно, а лицом он был воистину подобен свету молнии

Образ Морония из видения, как говорят, привел Смита к холму рядом с Куморой (Нью-Йорк), где, как тот сообщает, он нашел захоронение со священными учредительными документами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

В 1940-х годах шаман племени шошони из Уинд-Ривер рассказал, что сведения о медицине и целебных средствах сообщили ему медведи из его снов. Как и другие шаманы и жрецы аборигенов, он, по утверждениям, мог контролировать свои сны и использовать их в качестве источника магии, знаний и средств повышения уважения. Если человек может контролировать чьи-то сны, это значит, что у него есть доступ к сверхъестественному — это считалось необыкновенным подвигом.

На протяжении всей истории не только целители или основатели религий, но и большинство людей считали сны порталом в мир духов. Когда у одного из наших предков, живших 100 000 лет назад в Африке или в Европе позднего палеолита, недавно умерший любимый человек начал появляться подозрительно живым во снах, этот человек естественно начинал верить, что его близкий до сих пор каким-то образом существует без своего старого тела.

Как показывают данные, которые я собирал многие годы, сновидения с явлением кого-либо остаются настолько реальными, что бывшие атеисты иногда проходят обряд обращения в веру после того, как их пережили. Один ученый, откровенный атеист, рассказал мне свой сон в апреле 2015 года:

Мой давно умерший отец подошел ко мне в каком-то пустом помещении. Он выглядел так, как когда был здоровым. На самом деле, он выглядел великолепно. Я помню, как подумал: «Как такое может быть?», ведь он был мертв. Он улыбался и вдруг я просто понял, что на самом деле он не мертв; вместо этого он жив и в полном порядке, где бы он ни был… Я начал понимать, что мой атеизм — это не все

Неудивительно, что большинство людей из различных культур на протяжении всей истории относились к сновидениям как к прямому доказательству существования мира духов. И это вызывает очевидный вопрос: что такого особенного в снах, что они предстают такими эффективными проводниками в сверхъестественное?

Нам известно, что «быстрый сон», когда глаза буквально бегают под закрытыми веками, является фазой, в которой мы видим самые яркие сны. «Быстрый сон» связан с повышенным уровнем нейротрансмиттеров дофамина (связан с движением) и ацетилхолина, равно как и с повышением активности в лимбической системе, миндалевидном теле и вентромедиальной префронтальной коре — зонах мозга, отвечающих за эмоции. В то же время в дорсолатеральной префронтальной коре, зоне мозга, контролирующей проницательность, рациональность и способность выносить суждения, активность понижается; точно так же организм начинает вырабатывать меньше норадреналина и серотонина, нейрохимикатов, участвующих в процессах бдительности и самоконтроля. При очень низких уровнях содержания серотонина выделяется нервный трансмиттер глутамат, который чрезмерно стимулирует активность мозга, повторяя действие галлюциногенов на ощущения и когнитивные способности. Другими словами, в фазу быстрого сна наши эмоциональные центры стимулируются чрезмерно, а рациональные либо подавляются, либо прямо перефокусировываются на эмоциональные задачи. И начинаем обдумывать каждое из бескрайнего множества значений испытываемых эмоций и взаимодействий с широко колеблющимися уровнями проницательности.

Вполне логично, что изменения, происходящие в мозгу под влиянием быстрого сна, также характерны для шизофрении и кайфа, испытываемого при употреблении галлюциногенных наркотиков ― таких, к примеру, как ЛСД. Быстрый сон, шизофрения и галлюциногены связаны с нейрологическими процессами, которые вызывают измененное состояние сознания. Нейрохимия снов создает эмоционально напряженное состояние рассудка, сопровождающееся отсутствием способности критически оценивать видения, вызванные этим состоянием. По окончании галлюцинаторного сна или прихода от кислоты индивиды могут осмыслить и попытаться интерпретировать только что испытанные ими впечатления.

Наблюдение и интерпретация даются сложнее людям, страдающим от хронической шизофрении (хотя при этом и не являются для них чем-то абсолютно невозможным).

Чем интенсивнее галлюцинаторный эпизод, тем сложнее его интерпретировать. Чем сложнее интерпретация, тем больше значения мы придаем переживаниям — до определенного момента. Возможно, это объясняет, почему у шизофреников с позитивными галлюцинациями — включая зрительные и слуховые галлюцинации, а также бред — наблюдается такой высокий уровень религиозности и попыток интерпретировать свои девиантные переживания через религиозные символы, язык, и образы.

Исследования подтверждают эти наблюдения. В одном комплексе исследований нейроученый Роланд Гриффитс из Медицинского Института в Университете Джонса Хопкинса выдавал здоровым волонтерам одно из двух: стимулирующий препарат метилфенидат или галлюциноген псилоцибин. У испытуемых, употребивших псилоцибин, отмечались намного более высокие показатели духовности и мистических переживаний. По сравнению со стимулянтом, этот наркотик намного вероятнее давал ощущение потери внутренних границ, трансцендентности времени и пространства, внутреннего озарения и контакта с чем-то возвышенным и неописуемым. Когда участников, принявших псилоцибин, опросили спустя 14 месяцев после исследования, 58% сказали, что опыт употребления наркотика входит в пятерку самых лично значимых в их жизни, а 67% признались, что он входит в пятерку лучших духовных переживаний.

Одним словом, при подходящих условиях, галлюциногены вроде псилоцибина могут создать яркие духовные и мистические переживания. Они делают это отчасти создавая нейрохимическую среду (высокий уровень дофамина и низкий уровень серотонина в лимбических зонах мозга и высокий уровень глутамата в префронтальных зонах), идентичную той, что наблюдается в стадии быстрого сна.

Неудивительно, что когда мы грезим или когда элементы «быстрого сна» вторгаются в ясное сознание, — как это происходит в периоды сонливости, стресса, «витания в облаках» или галлюцинаций от наркотика — они могут создавать «видения». Одним словом, сны представляют собой мимолетные трипы, и когда они вдруг ярко прорываются в мир бодрствования, сны эти иногда становятся видениями или галлюцинациями.

Конечно, если нейробиология снов и видений идентична той, что создает психоделические ощущения, тогда они могут питать религиозные идеи и переживания. «Быстрый сон» производит горючие материалы, которые поддерживают огонь религиозного воображения. Все видят сны, но не каждый — видения, не каждый становится религиозным. То, что человек делает со своим сырым опытом сновидений определяет, у кого будут видения и одержимость сверхъестественным, а у кого — нет.

Как всем нам известно, сны можно интерпретировать самым невероятным образом. Каждый раз, когда мы решаем «толковать» сон, мы ожидаем погружения в раздумья о событиях сна, несколько раз в день: в конце концов, по сути невозможно понять сон за одно такое «погружение». Вместо этого мы находим в толковании сна несколько поворотных моментов, так называемых «предваряющих событий», когда наступает окончательная ретроспективная рефлексия. Эта последовательность видна, потому что зачастую сны бессмысленны на первый взгляд — по крайней мере, отсутствует их очевидное объяснение.

Этот же самый парадоксальный принцип интерпретации появляется, когда мы читаем священные тексты или слушаем религиозные предания, или пытаемся истолковать свой собственный религиозный опыт (если мы «верующие»). Действительно, как и со снами, священные тексты или религиозный опыт довольно редко согласовываются со здравым смыслом. Обычно их трудно понять. Верующий подходит к чтению или изложению священного текста через смешивание вводящих и закрепляющих методов. Перед чтением верующий предвкушает, что потом он/она должны будут размышлять о значении текста, но сам опыт предвкушения/введения окрашивает интерпретацию текста.

Вполне возможно, что родовые племена относились к сновидениям, по крайней мере к некоторым из них, как к общению с потусторонним миром. Поэтому они слушали их пересказы с трепетом или благоговейным ужасом, и с ощущением того, что теперь им необходимо тщательно раздумывать об этих образах. И это был метод введения/укрепления, сначала направленный на сны, которые питали неразборчивое создание новых религиозных идей. С религиозным опытом, как и со сновидениями, процесс постоянного толкования, интерпретации, и ре-интерпретации приводил к новым значениям, новым ритуальным процедурам и бесконечному конфликту.

Возьмем, например, христианскую докрину девственного рождения Христа. Она основана на сне Иосифа, мужа Марии:

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»…Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Значение сна Иосифа было истолковано ранними христианскими лидерами для установления доктрины Непорочного зачатия Иисуса, что впоследствии стало центральным догматом христианской веры для многих из христиан. Этот сон породил многовековой конфликт между христианами и иудеями насчет утверждения о Непорочном зачатии Иисуса, пока ислам принимал сон как безусловное доказательство этого факта. В течение периода Реформации на Западе конфликты о толковании этого сна (и, конечно, многих других отрывков из Библии) стали насильственными, с множеством смертей, но без разрешения. Несомненно, вокруг значения этого сна до сих пор ведутся споры в христианских, иудейских и мусульманских кругах.

Учитывая производительную политическую силу толкования снов в досовременных обществах, люди, которые могли надежно интерпретировать сны, были широко востребованы в этих культурах, и обладали значительным политическим престижем как религиозные пророки и лидеры. Для того чтобы стать святым, человек должен был набираться знаний в толковании снов. В Танахе Иосиф выступает примером святого, чьим даром было толкование снов.

Другому раннебиблейскому Иосифу удалось освободить себя из тюрьмы фараона при помощи искусного толкования его снов. В Книге Бытия сказано:

И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки;
и вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хороших видом и паслись в тростнике;
но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью: я не видывал во всей земле Египетской таких худых, как они;
и съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных;
и вошли тучные в утробу их, но не приметно было, что они вошли в утробу их: они были так же худы видом, как и сначала. И я проснулся.
Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;
но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;
и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.

(Быт. 41:17-24)

В отличие от профессиональных толкователей снов (волхвов), которые не смогли понять, почему во снах фараона предстали одновременно и достаток, и нужда, Иосиф утверждал, что сновидения отсылали к одной вещи: послание Господа велело фараону создать запасы продовольствия за семь лет достатка, потому как за ними последовали бы семь лет тяжелого голода. Иосиф возобладал в конфликте за толкование сна фараона, и, таким образом, Египту удалось пережить семь лет неминуемо пришедшего голода. Благодаря своим способностям толкователя снов, с тех пор Иосиф стал выдающимся должностным лицом при дворе фараона.

Словом, не только сны, но и их толкование представляли главное значение для человеческого опыта и создания религиозных движений и идей на протяжении истории. Сновидение само по себе и интенсивная работа по его интерпретации объясняют, почему духовная сфера расценивалась как абсолютно реальная на протяжении большей части истории человечества. Люди напрямую соприкасались с духовной сферой в их снах.

Что же все это дает нам сегодня? С одной стороны, связь быстрых снов и духовного опыта беспокоит некоторых религиозных людей, из-за их боязни того, что таким образом религия это ничто иное как бредовые сновидения и галлюцинации. С другой стороны, эта связь огорчает некоторых твердолобых атеистов, которым не по нраву идея о том, что духовность произрастает корнями в нашей биологии, что это функциональное и адаптивное приобретение и ключ к тому, кто мы есть.

Что нам делать с демонстрацией того, что духовность берет истоки в быстром сне и его сновидениях — личный, возможно, духовный выбор каждого. Но наука и общество сами по себе выиграли бы, если расценить эту связь всерьез. Если наши сны создают духовные идеи, они также могут способствовать возникновению фундаменталистского терроризма и фанатизма. В конце концов, быстрый сон исследовался как модель психоза. То же самое химическое сырье, которое производит сновидения, может, при изменении, производить навязчивый психоз и связанные с ним нейропсихические симптомы. Религиозный фанатизм окрашен одержимостью и паранойей, которые могут быть связаны со вторжением быстрого сна в состояние бодрствования, и вытекающими из этого маниями. Будущее нейронауки духовных состояний, основанной на исследовании сновидений, может помочь нам преодолеть одно из величайших испытаний нашей эпохи.

Автор: Патрик Макнамара, старший доцент кафедры нейрологии и психиатрии Школы медицины Бостонского университета и профессор университета Нортсентрал. Автор статей, опубликованных в ведущих рецензированных журналах, и ряда книг, посвященных науке сна и сновидений, психологии и нейрологии религии. Он также является основателем и директором Института биокультурного изучения религии.
Оригинал: Aeon.

Перевели: Илья Силаев, Юрий Гаевский и Полина Пилюгина.
Редактировали: Сергей Разумов и Артём Слободчиков.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Андрей Власкин
    Андрей Власкин

    Где примерное время прочтения для царей?

    Или его видно только под ЛСД?

    UPD: Ну, я бы сказал 14 минут.
    UPD2: О-ка-зы-ва-ет-ся, я чи-та-ю по сло-гам.

    1. admin
      admin автор

      Andrey, наш робот читает быстрее.

      1. Андрей Власкин
        Андрей Власкин

        Newочём, абидна(

  2. Лёша Чашников
    Лёша Чашников

    Интересно. Но язык, которым написана эта статья, как часто бывает, уж слишком приторно-разоблачительный всякую духовность и религиозность в целом.

    1. Даниил Николаев
      Даниил Николаев

      Ну естественно, ведь бога нет

      1. Лёша Чашников
        Лёша Чашников

        Даниил, ага

      2. De Trop
        De Trop

        Даниил, я глубоко оскорблен

  3. Анфим Гишар
    Анфим Гишар

    А то я думал, как религии до сих пор существуют

  4. Андрей Лазарев
    Андрей Лазарев

    Пустая атеистическая демагогия.

    1. Валера Фирсов
      Валера Фирсов

      Андрей, ахахахахаха

      1. Андрей Лазарев
        Андрей Лазарев

        Valera, мы живем в матрице, в которой по определению есть Иисус, а симулируют все осоподобные существа, от которых мы произошли. Это даже дети знают.

  5. Михаил Ефимов
    Михаил Ефимов

    Еще один профессор с грубым нарушениями мышления. У него мозг выделяет сознание, как желудок – свой сок. То есть ему в голову не может прийти, что мозг лишь обеспечивает механизм психической проработки сознания. И он даже не приблизился к объяснению содержательной части сновидений.

  6. Сергей Тавхелидзе
    Сергей Тавхелидзе

    Чета прочитал статью, прочитал комменты и вспомнил отрывок из Дика:

    «Донна вспомнила одного знакомого, который видел Бога. Тот тоже себя так вел — стонал и плакал, разве что не гадил. Бог предстал перед ним в одном из глюков. Этот знакомый экспериментировал с огромными дозами растворимых в воде витаминов и ЛСД. Цель заключалась в синхронизации и улучшении нервных связей головного мозга. Однако вместо того, чтобы лучше соображать, парень увидел Бога. Это явилось для него колоссальным сюрпризом.

    После того как он увидел Бога, примерно год ему было очень хорошо. А потом стало очень плохо. Хуже, чем когда–либо. Потому что в один прекрасный день он понял, что ему суждено прожить всю оставшуюся жизнь — десятилетия, может быть, пятьдесят лет — и не увидеть ничего необычного. Только то, что видим все мы. Ему было бы гораздо легче, если бы он вовсе не видел Бога. Он мне сказал, что раз буквально рассвирепел: ломал все подряд. Разбил даже свою стереосистему. Он понял, что ему придется жить и жить, ничего вокруг себя не видя. Без цели. Просто кусок мяса — жрущий, храпящий и вкалывающий»

  7. Александр Галичкин
    Александр Галичкин

    Ребят, простите что не в тему, но больше негде спросить)
    Читал давно перевод о компании, которая создала мега программу способную найти связь, грубо говоря, между закупкой селитры и химикатов разными людьми. Называлась то ли deep что-то там..то ли ещё что. Никто не помнит такой перевод? Хэээлп ??

    1. Сергей Тавхелидзе
      Сергей Тавхелидзе
      1. Александр Галичкин
        Александр Галичкин

        Сергей, блин, неа, не она(. Но это почитаю :D спасибо))

        1. Сергей Тавхелидзе
          Сергей Тавхелидзе

          Александр, да не за что)) просто deep learning первое, что на ум пришло)

  8. Вероника Reangil
    Вероника Reangil

    Что-то после комментариев даже читать неохота

  9. Оскар-Зета Акоста
    Оскар-Зета Акоста

    очень однобоко, мол, вот есть объективная реальность и ваши эти, сны…
    конечно интерпретация снов дело неблагодарное и очень субъективное, как гороскопы, но что делать, если тебе снится событие следующего дня один в один или с лёгкими искажениями?
    Когда реальность сна оторвана и требует усилий чтобы её скоррелировать с будничной реальностью это одно, но когда сон дополняет реальность, опережает её, что делать с этим?

    1. Макс Деревянко
      Макс Деревянко

      Oskar-Zeta, почитайте про когнитивные искажения, связанные со сном и механизмами памяти

      1. Оскар-Зета Акоста
        Оскар-Зета Акоста

        Макс, какие тут могут быть искажения, если я вижу сон, потом иду и всё это происходит 1 в 1 по сну?
        И это не проблема моей памяти, тут скорее можно сказать, что я переживал много на счёт предстоящей ситуации, но я увидел 1 в 1 как она развернётся именно во сне.

        1. Макс Деревянко
          Макс Деревянко

          Oskar-Zeta, не нужно повторять свой предыдущий комментарий, если хотите разобраться в вопросе, а не натужно пытаться навязать свое мнение, основанное на субъективном опыте, последуйте моему совету

          1. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, Ту же самую фразу я могу сказать в вашу сторону)))
            я не навязываю мнение, у меня есть опыт и он не может быть объяснён искажением, ну никак…

          2. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, https://postnauka.ru/faq/63095
            Короткий, лайтовый вариант, в дополнение хотелось бы добавить, что ни одного “вещего” сна зафиксировано не было, попробуйте записывать в деталях свои сны, а потом проверять на достоверность

          3. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, да я записываю сны.
            А тут даже записывать не нужно было, я проснулся и со спокойной душой наблюдал как день разворачивается по сну.

          4. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, вы ведь даже не прочли и продолжаете что-то доказывать

          5. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, да я знаю о ложной памяти.
            я же говорю, это не то. Потому что я не терял память, я помню сны утром и сон был конкретный, и я поделился этим опытом сразу же с близкими людьми.
            ЭТО НЕ ТО.

          6. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, [id120624189|Макс], Ту же самую фразу я могу сказать в вашу сторону)))

            Не корректно, ибо я предлогаю изучить материал, поискать, почитать, а не смириться и, поверив мне на слово, сменить мнение

          7. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, ой, тоже не корректно, вы хотя бы сны свои помните, для начала?
            Записываете? Возвращаетесь к записям, перечитываете?))))

          8. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, за меня это делают ученные, занимающиеся сбором групп и дальнейшим исследованием, а если вы имеете ввиду, мол сам не пробовал – не знаешь, тогда и космоса нет и земля плоская

          9. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, не понял к чему ты это.
            Я не оспариваю научный метод и то, что ты мне кинул, я говорю, что это не относится совсем к моему личному опыту, которым я поделился.

          10. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, хорошо, давайте не гадить комментах, пошли в лс

          11. Оскар-Зета Акоста
            Оскар-Зета Акоста

            Макс, я давно там)

          12. Макс Деревянко
            Макс Деревянко

            Oskar-Zeta, увидел

  10. Георгий Галумов
    Георгий Галумов

    >кайф от ЛСД
    Возможно, переводчикам не следует использовать сомнительные по смыслу выражения? В случае любых веществ лучше использовать “измененное состояние сознания вследствие приёма …”

  11. Михаил Игрик
    Михаил Игрик
  12. 佛陀 空间
    佛陀 空间

    Ребят, киньте ссылку на “7 графиков религии в мире”, увидел пикчу во 2ой части этой статьи но открыть не могу

    1. Игорь Бородкин
      Игорь Бородкин

      佛陀, та же беда,ток картинка

  13. Хесус Деламаро
    Хесус Деламаро

    У меня вопрос,как человека скептического.Почему-то игнорируется один момент в своих же примерах,у этого ученого человека.Если пророческие сны и видения ,это все химоза,ведущая к психозу и религиозному фанатизму их владельца,то почему Иосиф говорит о семилетнем голоде,который таки наступил.Он это всем внушил и настал семилетний голод?Засуху и мор вызвал религиозный психоз человека?Объясните пожалуйста.Как видится химические процессы в организме являются следствием,а не причиной всего того бреда,который испытывает человек.Тело человека ведь не оторвано от его ума и должным образом всегда реагирует на любые вещи.

  14. Archibald Archibaldovich
    Archibald Archibaldovich

    Поскольку не существует какой-либо специальной и особенной «верующей психики», то разумеется, головной мозг человека, переживающего разные формы религиозного опыта, ничем принципиально не будет отличаться от мозга человека, переживающий аналогичные ситуации не-религиозной природы. (с)

    Источник: http://stelazin.livejournal.com/101755.html