Будущее уже не то, каким было прежде. Нам нужно новое.
Традиционно научная фантастика была для нас источником альтернативных взглядов на будущее. Получалось в основном ужасно. Главной причиной неудач было предположение о глобальном единообразии.
В оптимистичных сценариях будущего есть либеральное и демократическое мировое правительство, или, может, межпланетная федерация. В антиутопиях — единоличная глобальная тирания. В постапокалиптических романах и фильмах, действие которых происходит после ядерной войны, кажется, что ядерные бомбы упали повсюду, даже в места, удаленные от территорий основных комбатантов и их союзников.
Предположение о единообразии условий в мире будущего избавляет фантастов и сценаристов от необходимости объяснять Китайско-индийский конфликт в 2345 году, позволяя сконцентрироваться на сюжете и главных героях. Но это совершенно нереалистично.
Последний раз все люди находились на более или менее одинаковом уровне технологии и социального устройства в эпоху палеолита. С развитием сельского хозяйства разверзлась огромная пропасть между фермерами и старомодными охотниками и собирателями. Аграрные сообщества тоже претерпели глубокий раскол. Некоторые застряли на уровне неолитических деревень. Другие развились в очень продвинутые, разделенные на сословия империи Азии, Ближнего Востока и Европы.
Индустриальная революция, начавшаяся в Британии в 18 веке и сначала распространившаяся на Западную Европу и Северную Америку, стала причиной еще одного раскола. Около 1900 года различия между человеческими обществами были сильнее, чем когда-либо. Были городские, индустриализованные общества, традиционные аграрные общества и маленькие популяции выживающих охотников и собирателей, придерживающихся привычек каменного века.
К 2100 или 2200 году большинство людей будут горожанами с доступом к современным технологиям, а не деревенскими фермерами. Но даже в индустриальном мире наемных рабочих и больших городов разрыв между богатыми и бедными регионами, скорее всего, останется огромным. Пока некоторые малоразвитые районы будут догонять, передовые уйдут еще дальше.
Разница в благополучии между обществами равноценна разнице в силе. В эру неолита сельское хозяйство позволило земледельческим сообществам уничтожать и вытеснять меньшие сообщества охотников и собирателей. В наши дни считается, что европейцы в основном произошли от неолитических фермеров, вторгшихся в Европу с Ближнего Востока тысячи лет назад, с последующим генетическим вкладом от вторгшихся степных кочевников (которые могли принести с собой предков индо-европейских языков).
Массовые миграции, скорее всего, изменят облик мира в будущем, как это произошло и в прошлом. Благодаря сочетанию контрацепции и либерального индивидуализма, в большинстве развитых обществ уровень рождаемости находится ниже нормы. Основные внутриполитические дискуссии в США и Европе ведутся вокруг того, стоит ли нациям с низкой рождаемостью увеличивать население и рабочую силу, впуская больше иммигрантов. Так как иммигранты происходят из довольно сильно отличающейся культурной среды, вопрос о том, стоит ли включать их в нацию, может вызывать политические распри.
Войн, холодных или горячих, также не хватает в стандартных научно-фантастических версиях будущего. Межпланетные войны не считаются, как и войны с роботами или зомби. Я имею в виду войны между нациями-государствами, или глобальными альянсами или региональными блоками. В «1984» Джорджа Оруэлла, частично вдохновленном «Революцией управляющих менеджеров» Джеймса Бернхема, представлен мир, разделенный между тремя тоталитарными блоками: Океанией, Евразией и Остазией. Мне не приходят в голову никакие другие хорошо известные примеры геополитики из научной фантастики.
Обычно, как было замечено выше, фантасты устанавливают над миром милосердное или деспотичное мировое правительство. Как наш, разделенный в настоящем, мир пришел к тому, чтобы объединиться, редко объясняется. Фантасты известны тем, что затыкают дыры в сюжете, изобретая новые технологии типа «какдвапальция». Политическим эквивалентом какдвапальция будет Мировая Какдвапальцианская Федерация.
Глобальная политическая унификация становится менее, а не более возможной. В 1900 году большая часть человечества управлялась Британской, Французской и другими европейскими империями, за исключением США и независимых бывших колоний Латинской Америки. Если бы Германская империя завоевала Европу и подчинила европейские колонии, она подошла бы к мировому господству.
К 30-м годам для Гитлера уже было слишком поздно захватывать мир. Индустриализация возвела Советский Союз и Японию в ранг сверхдержав за пределами Западной Европы, вдобавок к США, которые потом были потенциально самой сильной страной. Советский Союз был главной угрозой, но у него никогда не было шанса на мировое господство. В 70-е его лидеры претендовали на статус равной сверхдержавы, статус, который их экономика и военно-производственная база не могли поддерживать.
После отказа от борьбы и распада СССР между 1989 и 1991 некоторые американские неоконсервативные и либеральные «ястребы» фантазировали о создании неформальной глобальной американской всемирной власти. Но цена войн в Ираке и Афганистане заставили общественность позабыть об этих фантазиях. Рост количества антиамериканских соглашений между новоиндустриальными Китаем, Россией, Ираном и другими государствами заставляют США выбирать между принятием мер экономии и гораздо большей ценой только за то, чтобы сохранить прежние глобальные позиции. Со временем более богатая и сильная Индия может вместе с США и Китаем составить тройку континентальных сверхдержав, создавая новый оруэлловский шаблон: Океанию, Остазию и Южную Азию.
Вражда между сверхдержавами, демографический коллапс, массовая миграция — три из самых мощных сил, влияющих на облик мира, — едва ли не полностью отсутствуют в классической научной фантастике и более новых романах и фильмах, сформировавших общественные взгляды на этот жанр. Большая часть научной фантастики — это не анализ трендов, а моральные или политические аллегории, как отметил в своем позднем произведении «Мечты, на которых основаны наши штуки» Томас Диш. И, помимо этого, он указал на то, что это в основном детская литература. К сожалению, литературные и кинематографические образы будущего влияют на то, как общество и политики о нем думают.
Это определенно проблема для левых. Марксисты, начиная с 19 века, ожидали, что однажды в будущем какая-то неясная революция создаст глобальную утопию — Мировую Социалистическую Республику Какдвапальции. Когда этот сценарий будущего столкнулся с реальностью, левые марксисты разделились на реформистских социал-демократов, которых было сложно отличить от левых либералов, и коммунистов, которые в странах, где они пришли к власти, вскоре предпочли социализму националистскую реалполитику и дополнительные блага для нового правящего класса.
Тем временем, с начала 20 по начало 21 века, многие либералы-центристы вкладывали надежды в международные учреждения: Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, или, из более недавних, проекты транснационального регионализма, такие как Европейский союз. Ожесточенные схватки за власть маргинализировали и Лигу Наций, и ООН, а популисты среди европейцев, вроде британских граждан, голосовавших за Брекзит, теперь хотят, чтобы Евросоюз ограничил свои полномочия или вообще сложил их с себя.
Те представители элит, которые стараются говорить с точки зрения будущего мирового сообщества, говорят современным национальным популистам, что они оказались на неверной стороне истории. Но, возможно, популисты и националисты на верной стороне истории, а элиты обмануты плохой научной фантастикой.
Автор: Михаэль Линд.
Оригинал: TSS.
Перевел: Денис Чуйко.
Редактировал: Роман Вшивцев.
нет…..не надо……надо решать матан…….
Луи-Фердинанд, 🍑🍑🍑
Как я уже говорила, кто сказал что нф должна объективно предсказывать будущее. Кто сказал, что она должна объективно (и ни в коем случае не иносказательно, а то межгалактические войны не считаются) отражать именно те реалии, которые выбрал этот автор.
Бог.
Не хватает конкретных примеров, 1984 это уже ретро-фантастика
херня
ребята, про жирафов переведите. а это фуфло вы сами обсуждайте.
Статья разочарованного молодого читателя. Почему он считает, что к НФ так же относятся все остальные?
Не понял, Индия Китай и сша… Ага. По мне так Россия и те кто с нами, Индия с Китаем и в часе полета крылатой ракеты с подводной лодки сша… Имхо
Переводчикам спасибо за какдвапальций
Ну так знаете ли тема, можно было по интереснее что то выбрать, но спасибо за труды.
А о чем статья то? :-)) Из полезного – только вещь Томаса Диша, кстати, не могу найти, может нет перевода.
По-моему переводчик убил этот текст. В конце дык вообще ничего не понятно.
про нф без геополитики – дюна, кучу военной фантастики (зоричи, йэн дуглас)
у йена макдональда вполне неплохой сайфай ближнего прицела без мировых правительств
проблемы мигрантов – корабли поколений
война сверхдержав – межпланетные войны, которые автор выкидывает потому как ему так удобно
демографический коллапс – дитя человеческое
Я так и не определился, что конкретно критикует автор.
На мой взгляд, НФ никому ничего не должна. Если хоите найти прогностические модели обества будущего – читайте футуристов.
Полагаю дело в том, что понимать под должным; насколько я понимаю автора он говорит о том, что современная нф трусит задумываться о сложном, предпочитая избитые и утрированные сюжеты, нету в ней дионисийского начала
Геополитика в эпоху феодализма – Дюна.
Просто геополитика и мочилово во время мировой / всеобщей гражданской войны – Starcraft
Лучшая геополитическая настольная игра про общегалактическое мочилово после распада империи – Twilight Imperium (всем советую сыграть – сразу становится понятно что в современном мире происходит)
Ну и, конечно, пара сотен книг по вселенной Battletech – никаких инопланетян, просто миллиарды людей гандошат друг друга что есть мочи в течение столетий с применением боевых роботов и ковровых ядерных бомбардировок.
Какой-то бред. Автор хочет объединить жанры реализма и фантастики. Более скучной комбинации, на мой взгляд, сложно придумать.
“Но это совершенно нереалистично. ” ага, ведь слово фантастика подразумевает реализм?!