Философия должна быть веселой

Культура

У философии есть некоторые проблемы с репутацией. Эта дисциплина была несправедливо охарактеризована как сухая, слишком серьезная и оторванная от реальности. Но в философии всегда находилось место для чувства юмора. Просто вдумайтесь в то, что написал Августин Блаженный в знаменитой «Исповеди», в которой описал свое религиозное и философское развитие. Будучи юношей, он был обеспокоен своей греховностью, но, как и многие нормальные молодые люди, не был готов сменить свой распущенный образ жизни, даже ради Всевышнего. Поэтому Августин умолял Бога даровать ему воздержанность, но не сейчас. Позже в «Исповеди» он задался вопросом: «Чем занимался Бог до того, как создать время?», — и ответил на него, что в это время Он создавал Ад для тех, кто задает такие вопросы.

Эти две колкости выявляют остроумие Августина, но за их, на первый взгляд, легкомысленным фасадом скрываются два важных вопроса: почему человеческая природа склонна к грехам, если Бог хочет, чтобы мы не совершали их? И как мы должны представлять себе взаимоотношения между Богом и созданной Вселенной? Ответы Августина Блаженного на эти вопросы и сегодня остаются весьма важными для христиан, теологов и философов всех мастей, но едва ли они остались бы так же популярны без этой живости и юмора. Связь философии и юмора идет еще дальше в глубь веков. Даже Сократ был смешным. Когда его приговорили к смертной казни за развращение афинской молодежи, древнегреческий философ предложил присяжным альтернативный приговор: почему бы не содержать его в роскоши до конца его жизни, как и пресловутых военных и спортивных героев-афинян? Предложение Сократа было отклонено, и он был приговорен выпить настойку болиголова и умереть. Когда же дело стало буквально вопросом жизни и смерти, античный ученый продемонстрировал образцовый юмор висельника, предпочтя сохранить самоуважение и предложил заменить казнь на почести за счет приговорившего его государства.

Игривость продолжает присутствовать в каждом случае философского мышления — просто мы не всегда это замечаем. И только играя c предложениями и допущениями, вне зависимости от того, что для кого важно, философия может восприниматься каждым по-своему. В тот момент, когда мы прекращаем бросать вызов принятым в совершенно любой сфере убеждениям, начинается застой. Именно это заставило Сократа действовать как овод на огузке Афин, побудив благородное, но ленивое государство сохранять свои достижения в тех областях, в которых оно преуспевало, и изменять свой курс там, где шел упадок. Не зная этого, я проявил аналогичный подход в начале своего обучения в классе молекулярной биологии, когда еще был студентом. Преподаватель начал с определения «живого существа», как чего-то, что может воспроизводить себя. Я спросил, являются ли вирусы живыми. Профессор сказал, что нет на том основании, что они не способны размножаться с представителями своего вида, вирусам для воспроизводства нужно паразитировать на клеточном аппарате полноценных живых существ. На что я ответил, что в таком случае и он сам тоже не может быть живым, так как не в состоянии размножаться с другими мужчинами. Поскольку это вызвало смех у 300 студентов в лекционной аудитории, преподаватель попытался закончить наши дебаты, грубо сказав: «Хорошо, тогда будем говорить, что вирусы живы».

«Тогда этот листок бумаги тоже жив — он может размножаться с помощью ксерокса», — ответил я

Более философски настроенный преподаватель воспринял бы ситуацию такой, какой она является на самом деле: попыткой предложить точное определение неопределенного понятия. Оглядываясь назад, я понимаю, что он мог использовать мой вопрос в качестве стартовой площадки для «образовательного момента» — определения неопределенности, точности и биологической классификации. Но вместо этого он попросил меня покинуть аудиторию.

Автор: Майкл Паттон — преподаватель философии и директор программы философии и религии в университете Монтевалло. Соавтор мультипликационного фильма «Введение в Философию».
Иллюстрации: Кевин Кэннон, соучредитель Big Time Attic и соавтор мультипликационного «Введения в Философию».
Оригинал: Huffington Post.

Перевел: Радик Чилингарян.
Редактировал: Дмитрий Грушин.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Линар Парадоксальный
    Линар Парадоксальный

    Спасибо!

  2. Александр Воднев
    Александр Воднев

    Так так, мой шанс понять философию.

    1. Эльза Лазарева
      Эльза Лазарева

      Александр, есть книга, если память мне не изменяет, называется “Заходит как-то раз Платон в бар”. Там почти вся история философии и основные положения изложены и объяснены на примере анекдотов.

      1. Александр Воднев
        Александр Воднев

        Эльза, знаю один такой ?

        Петька спрашивает Чапаева:
        — Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?
        — Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин.
        Один грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?
        — Грязный.
        — Нет. Он потому и грязный, что никогда в баню не ходит. Это диалектика.
        — А что такое логика?
        — Видишь двух мужчин. Один чистый, другой грязный. Какой в баню идет?
        — Чистый.
        — Нет, зачем чистому ходить в баню, в баню идет грязный. Это логика.
        — А что такое философия?
        — Какой из них идет в баню?
        — А черт его знает,я уже совсем Запутался.
        — Вот это и есть философия.

        1. Владислав Сырчин
          Владислав Сырчин

          Александр, хм я бы ответил так)
          Что в баню идёт и чистый и грязный

        2. Алексей Зайков
          Алексей Зайков

          Александр, по-моему, лучше чуть иначе:
          — Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?
          — Ну как тебе объяснить? Видишь тех двоих? Один грязный, другой чистый. Кто из них идет в баню?
          — Грязный.
          — Нет. Он потому и грязный, что никогда в баню не ходит. Это логика.
          — Ну, тогда чистый.
          — Нет, зачем чистому идти в баню? В баню идет грязный. Это тоже логика.
          — Значит, оба идут в баню?
          — Да, и это диалектика.
          — А что тогда философия?
          — Философия в том, что никто из них в баню не идёт.

          1. Александр Воднев
            Александр Воднев

            Алексей, сколько людей столько и историй ? Я анекдот слышал ещё в школе,именно в “своей” версии?