Десять скандальных российских выставок

Культура

В связи с закрытием проходившей в Москве в прошлом месяце фотоэкспозиции, посвященной историям ЛГБТ-подростков, мы решили вспомнить о других скандальных выставках, проводившихся в России за последние годы.
После открытия Музея современного искусства «Гараж» в Парке Горького у вас могло сложиться впечатление, будто культура в России движется в сторону либерализма, но увы, это не так. Поворот страны к консерватизму, который происходит в последние годы, можно отследить и по тому, как часто стали закрываться художественные выставки. Поводов достаточно: недовольство православных активистов, закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» и, среди прочего, обвинения в антипатриотических настроениях. Зачастую невозможно угадать, что именно спровоцирует принятие жестких мер. Всё это отличает сложившуюся ситуацию от того, что происходило в позднесоветское время, когда у независимых художников был всего один противник — государство с его идеологией. Тогда, как правило, можно было догадаться, что вызовет скандал. Сейчас же ни одна организация не может чувствовать себя по-настоящему в безопасности — под горячую руку попадают даже небольшие независимые галереи. В этой статье мы расскажем вам о наиболее резонансных закрытиях и обсуждениях последних лет.

Осторожно, религия! (2003)

Сахаровский центр, Москва

 

 


Эта выставка рассматривала отношения и противоречия между искусством и религией, и религиозные фанатики сочли ее оскорбительной. Прислужники храма Святителя Николая в Пыжах разгромили выставку, разукрасив стены надписями вроде «Вы ненавидите православие» и «Вы бесы». Однако, когда сотрудники музея вызвали полицию, из-за этого хулиганства больше досталось организаторам, нежели самим активистам. За недостаточностью улик дело быстро закрыли и тут же открыли новое — по обвинению в «оскорблении чувств верующих» — против организаторов выставки. Директор Центра им. Сахарова был приговорен к штрафу в размере 100 тысяч рублей. Позднее, в 2010 году, Роскомнадзор вынес предупреждение журналу «Артхроника» за публикацию отдельных материалов экспозиции «Осторожно, религия!» и выставки «Запретное искусство» — за «возбуждение ненависти на религиозной почве».

Запретное искусство (2006)

Сахаровский центр, Москва


Выставка «Запретное искусство», организованная Андреем Ерофеевым (директором отдела новейших течений в Третьяковской галерее) ​и Юрием Самодуровым (директором Сахаровского центра), была направлена на исследование цензуры и самоцензуры и объединяла в себе работы, которые не были допущены к демонстрации в Третьяковской галерее. Посещение выставки было доступно только для людей старше 16 лет, а произведения были отгорожены временными стенами, и смотреть на них можно было только через специальные смотровые отверстия. Несмотря на всё это, она тоже подверглась критике со стороны православных активистов. Члены движения «Народный Собор» требовали привлечения Самодурова и Ерофеева к ответственности по обвинению в «совершении действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации». Андрей Ерофеев был уволен годом позже и обвинен, помимо всего прочего, в «использовании служебного положения и своего искусствоведческого образования для реализации преступной деятельности». По словам Валентина Родионова, занимавшего в то время позицию генерального директора Третьяковской галереи, причины для увольнения Ерофеева были административными, а не политическими. Судебное разбирательство затянулось на два года, и Юрий Самодуров также был вынужден покинуть свой пост. Во время последнего слушания арт-группа «Война» устроила акцию под названием «Тараканий суд», разбросав в коридоре здания суда около 3500 мадагаскарских тараканов. В это же время православные активисты зачитывали на улице псалмы. В ходе разбирательств было установлено, что некоторые из представителей стороны обвинения даже ни разу не видели тех картин, что так сильно их «оскорбили».

Соц-арт: Политическое искусство в России (2007)

La Maison Rouge, Париж


Совместный проект Третьяковской галереи и французского выставочного комплекса La Maison Rouge, парижская выставка «Соц-арт: Политическое искусство в России» вызвала бурный протест еще до момента открытия. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов посчитал, что выставка оскорбляет Россию, выставляя ее в дурном свете, и пообещал сделать все возможное, чтобы добиться ее отмены. В частности он был недоволен работой группы «Синие носы» под названием «Эра милосердия», назвав ее «порнографической» из-за изображенных на ней целующихся полицейских. Несмотря на то, что в итоге полностью закрыть выставку не удалось, некоторые работы были сняты с экспозиции. Вместе с произведением «Синих носов» с выставки убрали работы Марии Константиновой, Вячеслава Сысоева и участников творческого объединения «ПГ» (Ильи Фальковского, Алексея Каталкина и Бориса Спиридонова). Автопортрет Владислава Мамышева-Монро в образе Гитлера также было запрещено вывозить из России.

Icons (2012)

Краснодар

 


На выставке галериста и политтехнолога Марата Гельмана, проходившей в 2012 году, предлагалось рассмотреть православные иконы в качестве произведений искусства, а не объектов поклонения. В день открытия выставочный зал пикетировали казаки, монархисты и члены патриотического движения «Суть времени», во главе которого стоит Сергей Кургинян. Они выкрикивали лозунги, например, «Гельман, руки прочь от культуры Краснодара!» Затем, когда Гельман покидал выставочный зал, некоторые из участников пикета набросились на него, но были тут же задержаны. В результате всего часть из них осудили за «проведение несанкционированного митинга», а выставка продолжила свою работу.

Духовная брань (2012)

Галерея Марата Гельмана, Москва


Название выставки работ Евгении Мальцевой, открытой при поддержке коллекционера искусства Виктора Бондаренко, заимствовано из православной терминологии и является отсылкой к догмату о подавлении плотских желаний. По словам художницы, целью выставки было «создание образа христианства, соответствующего духу времени». Некоторые полотна изображали лики святых, закрытые балаклавами; они напоминали о «панк-молебне» Pussy Riot, прошедшем ранее в том же году. Одно из изображений сопровождалось надписью «бесплатно». Такое отношение к православию в очередной раз пришлось не по вкусу казакам и православным активистам, во главе которых на этот раз оказался Дмитрий Цорионов (он же Дмитрий Энтео), когда-то увлекавшийся созданием транс-музыки и страдавший от наркотической зависимости.

В день открытия они проникли в здание центра современного искусства «Винзавод», в котором размещается галерея, и предприняли попытку напасть на посетителей, блокируя вход и срывая со стен плакаты, однако их быстро разогнала полиция. Вслед за этим «Духовной бранью» заинтересовался Следственный комитет; Евгения Мальцева и Виктор Бондаренко были вызваны на допрос, но дело против них заводить не стали.

Добро пожаловать в Сочи (2013)

Пермь

 


Как видно по названию, сольная выставка Василия Слонова посвящена Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Работы в форме плакатов высмеивают коррупцию и усилившиеся консервативные настроения, которые были неразрывно связаны с организацией Олимпийских игр. Изначально выставка открылась в рамках ежегодного фестиваля искусств «Белые ночи», но была закрыта после визита местных чиновников. Член Совета Федерации Андрей Климов опубликовал статью на своем личном сайте со следующим высказыванием:

«Произведения, собранные в одном из выставочных павильонов фестивального городка в рамках „Белых ночей“, мне напомнили то, что рисовали о России подручные пропагандисты Гитлера, а до этого — прислужники Наполеона. Свирепая морда монстра из-под доброй маски Чебурашки, медведь, готовый растоптать маленьких фигуристов, — и всё это под совершенно недвусмысленным приглашением на Сочинскую Олимпиаду (написанным по-английски). Геббельс, уверен, был бы доволен!»

Впоследствии выставка была перемещена в Пермский музей современного искусства, возглавляемый Гельманом с 2009 года, но была снова закрыта из-за недовольства властей. Гельман в конечном счете был уволен.

Пермь-36 (2014)

Пермь


Мемориальный музей истории политических репрессий расположен на месте одного из бывших лагерей ГУЛАГа. Решение об основании музея на месте колонии было принято в 1992 году. Результатом этого решения стала Пермь-36, основанная либеральным в то время пермским правительством совместно с мемориальным движением и посвященная сохранению памяти о жертвах политических репрессий в России. С 2005 по 2014 годы на территории соседней деревни Кучино проходил форум Пилорама. Проблемы музея начались с приходом к власти в Перми новой консервативной администрации. Конфликт между новыми чиновниками и правозащитниками привел к тому, что музей был помещен под полный государственный контроль и переделан в музей рабочих ГУЛАГа.

На кресте (2014)

Школа Родченко, Москва

 
Скульптуры «prima i piedi» Мартина Кипенбергера

Плакат для выставки студентов мастерской Сергея Браткова, изображающий скульптуру распятой лягушки Мартина Кипенбергера, разозлил православного активиста Дмитрия «Энтео» Цорионова. Он ворвался в школу со своими единомышленниками, разорвал плакат и распылил какой-то зловонный газ из канистры.

«— Будь счастлив! — я счастлив…» (2015)

Галерея «Богородское», Москва

 

 

 
Фотографии с выставки «— Будь счастлив! — я счастлив…» (2011-2014). Доступны также в виде фотоальбома.

Сольная выставка фотографа Игоря Самолёта была закрыта в день открытия объединением «Выставочные залы Москвы» из-за цензуры, поскольку на одной фотографии была изображена сцена сексуального характера. Александр Журавлёв и Алина Глазун, кураторы выставки, обвинили художника в нечестности, несмотря на то, что именно они выбрали проект для выставки в пригороде Москвы, чтобы познакомить местных с радикальным художественным экспериментом.

Быть собой: Истории ЛГБТ-подростков (2014)

Галерея Red Square, Москва

 
17-летняя Кит. Фото: Мария Гельман
 

 
15-летний Аким. Фото: Мария Гельман

Выставка «Быть собой», посвященная ЛГБТ-подросткам, чья жизнь усложнилась после запрета «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», представляет собой серию портретов юнош и девушек, снятых Марией Гельман и Дмитрием Роем; лица несовершеннолетних участников частично размыты.

«Мы хотели дать возможность самим подросткам рассказать о своих проблемах, желаниях и мечтах», — рассказывает Гельман

Под давлением властей, выставку перемещали несколько раз. Изначально она должна была проходить в выставочном пространстве на Тверской, но разрешение было отклонено владельцами в последний момент; затем выставку перенесли в независимую галерею Red Square на территории Электрозавода, но это тоже сорвалось. За два дня до открытия чиновники распорядились, чтобы вокруг той части Электрозавода, где планировалась выставка, были поставлены дорожные заграждения. В результате организаторы Игорь Ясин и Тарья Полякова решили разместить свою выставку на улице, на Гоголевском бульваре в центре Москвы, а фотографии они повесили на железные решетки, предназначенные для уличных выставок. К сожалению, там выставка тоже долго не продержалась: полиция демонтировала и конфисковала фотографии, а ЛГБТ-активист и фотограф Денис Стяжкин был задержан.

Автор: Саша Шестакова.
Оригинал: Calvert Journal

Перевели: Екатерина Евдокимова и Варвара Болховитинова.
Редактировали: Артём Слободчиков и Евгений Урываев.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Михаил Марциновский
    Михаил Марциновский

    Почему «Арт» группа? Это типа «художества»? Шпана какая-то.

    1. Семён Свириденко
      Семён Свириденко

      Михаил, ну почему шпана-то?

      1. Михаил Марциновский
        Михаил Марциновский

        А это типа искусство? По мне так нечто уровня писанины на стенах парадной.

        1. Семён Свириденко
          Семён Свириденко

          Михаил, прошу прощения,а можно автора этой работы?
          нет автора?не санкционировано?это нравится только автору?
          если вы не заметили,в статье указаны эти пункты
          вывод: то,что вы представили — не искусство,а вы путаете концептуальное искусство с вандализмом

          1. Михаил Марциновский
            Михаил Марциновский

            Автор, как они себя называют, «арт-группа» «Война».

          2. Семён Свириденко
            Семён Свириденко

            Михаил, и?
            я могу обозваться Николаем чудотворцем и рисовать на мостах,но это не делает меня художником,если только я хихикаю над своей писаниной

          3. Михаил Марциновский
            Михаил Марциновский

            Это был ответ на первый вопрос вообще-то.

          4. Семён Свириденко
            Семён Свириденко

            Михаил, там еще два.если вы не заметили

          5. Михаил Марциновский
            Михаил Марциновский

            Остальные два относятся к первому.

          6. Семён Свириденко
            Семён Свириденко

            Михаил, знаете,а мне даже понравился белый пенис на разводном мосту,символично

          7. Михаил Марциновский
            Михаил Марциновский

            Ясно.

      2. Михаил Марциновский
        Михаил Марциновский

        Да и то встречал гораздо более высокохудожественные произведения на стенах, чем их работы.

  2. Дмитрий Грушин
    Дмитрий Грушин

    ценность инсталляции определяется её уместностью. Хуй напротив окон ФСБ — символичен. А сам по себе хуй на мосту не ценней чёрного квадрата в отрыве от контекста.

  3. Данила Позднышев
    Данила Позднышев

    но зато как функционально