
Освобождение себя от перерождений может показаться бессмысленным для тех, кто в них не верит. Однако достижение нирваны — это еще и глубокая психологическая цель.
Ссылки на подкаст: Podster | iTunes | YouTube | Скачать | Telegram
Понятие нирваны занимает особое место в мировоззрении буддистов. Не только потому, что это завершение буддийского пути, и не потому, что она представляет собой наиприятнейшее из возможных мест. Нирвана отражает две стороны буддизма.
С одной стороны, существует естественный буддизм, описывающий идеи, которые можно легко уместить в университетский курс психологии или философии: о природе разума, о причинах человеческих страданий и о том, как мы должны прожить жизнь, осознавая эти идеи. Именно они формируют ядро «секулярного буддизма», практикуемого на Западе. И действительно, они настолько естественны, настолько «далеки от религии», некоторые даже рассматривают буддийскую медитацию скорее как лечебное средство, нежели духовную практику, как нечто успокаивающее и не заставляющее углубляться в высокие материи. Особенно часто так воспринимают ее разновидность, известную как медитацию осознанности. Она иногда предстает в самой обычной лечебной форме «программ снижения стресса на основе практик осознанности».
И есть более экзотичный буддизм, описывающий сверхъестественные или невероятно сложные для восприятия метафизические идеи — различные космические царства и божества. Однако самым известным является понятие реинкарнации, или, как его обычно называют буддисты, перерождения.
Конечно же, у нирваны есть свои экзотические особенности. Согласно традиционному учению буддистов, ее достижение дарует освобождение от бесконечного цикла перерождений. Но история о нирване — о том, как именно найти спасительный выход из бесконечного цикла жизней — плавно подводит к ее естественному пониманию, то есть к работе механизма страданий и удовольствий. В процессе изучения природы нирваны медитацию осознанности можно увидеть в новом свете, который подчеркивает, что это больше, чем просто терапевтическая техника. Ее позиционирую как одну из самых радикальных практик, какие только можно представить, восстание против самих законов человеческого существования.
В древних текстах нирвану часто определяют через слово, которое обычно переводят как «безусловный». Многие годы я слышал этот странный термин и не мог понять, что же он значит. Но тогда я думал, что без самого достижения нирваны это, скорее всего, невозможно, да и для моих целей не так уж и важно. Как оказалось, я был неправ в обоих предположениях. У вопроса «Что значит безусловный?» есть довольно четкий и крайне важный ответ, который соединяет экзотическую метафизическую сущность буддизма и естественную.
Один из очевидных подходов к расшифровке понятия «безусловный» заключается в том, что мы отбрасываем приставку «без» и спрашиваем, что значит «условный». В рамках буддийской терминологии «условный» можно считать синонимом «причинному». Логика в этом есть. В конце концов, когда мы говорим об условиях, которые приводят к чему-либо — например, которые заставляют воду кипеть, дождь идти, а уровень преступности расти — мы обычно рассматриваем их как часть причинно-следственной цепочки, которая к этому чему-то приводит. То, что в буддизме называется «условным», считается подчиненным причинам.
Получается, что если нирвана «безусловна», то подразумевается своего рода побег от «причинного». Если вы рассудили так, то вы абсолютно правы! Но что это значит?
Ответ на поставленный вопрос включает в себя один из важнейших терминов буддизма — пратитья-самутпада. У него множество применений и множество переводов. Для цели прояснить сущность нирваны верным переводом может считаться «обусловленное возникновение».
В самом общем смысле обусловленное возникновение соотносится с основной идеей причинности: в силу одних условий возникают некоторые следствия; в силу других условий возникают другие следствия. Однако термин соотносится и с особой последовательностью причинных связей — цепью из 12 звеньев-условий, в которой каждое звено обусловливает последующее. Считается, что эта цепь порабощает человека в бесконечном цикле перерождений, и именно ее необходимо разорвать с помощью нирваны.
Я не буду рассказывать обо всех 12 звеньях отчасти потому, что некоторые слишком уж сложны для восприятия. Но часть последовательности, которая нас интересует и которая окончательно разъясняет термин «нирвана» с обеих точек зрения, предельно ясна. Она начинается тогда, когда человеческие органы чувств — зрение, слух, вкус и прочие — сформировались. Именно с их помощью наше сознание взаимодействует с материальным миром. Или, как более формально сказано в древних текстах: через условие органов чувств происходит взаимодействие. А вот следующее звено: через условие взаимодействия возникают ощущения. И это имеет смысл, ведь с точки зрения буддистов (и многих современных психологов), то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, приходит вместе с ощущениями, хотя и не всегда заметными.
Далее, в следующем звене, из ощущений возникает тришна, «жажда»: мы жаждем приятных ощущений и с такой же силой жаждем избегать неприятных.
Давайте остановимся поподробнее. Вот как Бхикку Бодхи, американский буддийский монах, который перевел огромное количество древних буддийских текстов на английский, объясняет это в серии своих лекций, записанных в 1981 году:
Здесь, в этом пространстве между ощущением и жаждой, состоится битва, которая определит, продолжится ли бесконечная неволя или же на ее место придут просветление и освобождение. Ведь если вместо подчинения страстному желанию, вечной жажде удовольствий человек с осознанностью и вниманием будет созерцать природу ощущений и понимать эти ощущения такими, каковы они есть, тогда он сможет остановить происхождение и укрепление страстных желаний.
Именно здесь начинается переход от экзотического к естественному. Освобождение, о котором говорит Бхикку Бодхи — это в первую очередь освобождение от бесконечных перерождений, которое ворвется в конце этого жизненного цикла. Однако это также освобождение здесь и сейчас от страданий, которые приносит тришна: освобождение от жажды испытывать приятные ощущения и избегать неприятных, от неугасающего желания того, чтобы вещи были не такими, каковы они есть. (Известное высказывание Будды гласит, что жизнь обычного человека состоит из постоянных страданий, но «страдание» — это перевод древнего слова «дуккха», одним из оттенков значения которого является «неудовлетворенность». Он как нельзя лучше определяет взгляд буддистов на природу и происхождение страданий.)
Эти два смысла освобождения — от перерождения и от страданий — отражены в буддийской идее о том, что существует два вида нирваны. Как только вы освободились здесь и сейчас, вы входите в нирвану, которой сможете наслаждаться до конца жизни. Затем, после смерти, — которая будет вашей последней смертью, так как вы освободились от цикла перерождений — в игру вступает второй вид нирваны.
К сожалению, я не могу описать первый вид нирваны исходя из собственного опыта. Впрочем, как и второй вид. Однако основная мысль заключается в том, что, какой бы нирваны вы не хотели достичь, медитация осознанности напрямую помогает преодолеть препятствия на пути к ней. Осознанность, кроме всего прочего, включает в себя развитие осознания собственных ощущений, которое в корне меняет ваше отношение к ним. При постоянных практиках медитация позволяет испытать ощущение своего рода бесстрастия или «непривязанности»: вы не пытаетесь в тревоге убежать от «плохих» ощущений и не цепляетесь напрасно и отчаянно за «хорошие».
Таким образом, вне зависимости от того, насколько необычны или практичны ваши стремления, верите ли вы в цикл перерождений и хотите ли его избежать, желаете ли достичь полного освобождения здесь и сейчас или, если уж на то пошло, надеетесь найти хотя бы частичное освобождение — ключ от двери, ведущей к этому, остается прежним.
Следовательно, и некоторые базовые термины остаются неизменными. Даже если вы не пытаетесь избежать вечного повторения 12 следующих друг за другом условий, даже если вы лишь хотите, чтобы ваша единственная жизнь стала лучше, вы все равно ищете освобождения от условий, от причинно-следственной цепи, которая вас сковывает. Ваше окружение — образы, звуки, запахи, люди, новости, видео — нажимают на ваши внутренние рычаги, активируют ощущения, которые незаметно запускают мысли и реакции, управляющие вашим поведением, иногда не самым удачным образом. И они продолжат это делать, пока вы не станете более осознанным, пока не начнете обращать внимание на то, что происходит, и отвечать разумно, а не на эмоциях.
Все это указывает на то, что древняя буддийская оценка человеческих условий довольно современна по своему духу. Человеческий мозг — это устройство, созданное естественным отбором для разумной реакции на поступающие чувственные сигналы. Оно в некотором смысле сделано так, чтобы подчиняться этим сигналам. А главная шестеренка в машине контроля — это ощущения, которые возникают как реакция на сигнал. Пончик вкусно пахнет, поэтому мы его возьмем. Постоянный голод — это плохо, поэтому мы попытаемся его избежать, съев пончик. Наличие высокого социального статуса — это хорошо, а насмешки — плохо, поэтому мы стремимся к одному и бежим от другого.
Если вы будете взаимодействовать с подобными ощущениями через тришну, то есть через природную жажду приятных ощущений и отвращение к неприятным, то так и останетесь под контролем окружающего мира. Однако если вы будете наблюдать за этими ощущениями осознанно, а не просто реагировать на них, то в некоторой степени вам удастся избежать контроля. Причинам, которые обычно определяют ваше поведение, можно будет противостоять, а вы подберетесь ближе к безусловному.
В буддизме не прекращаются споры о том, как достичь нирваны и безусловного. Есть ли что-то вроде трансцендентного метафизического «пространства», в котором вы оказываетесь, когда полностью освобождаетесь? Или же это нечто более приземленное, просто свобода от бессмысленного беспокойства из-за независящих от вас обстоятельств, которые в ином случае контролировали бы вас? Сторонники натуралистического буддизма, не верящие в перерождение, склонны придерживаться более скромной интерпретации. И в самом деле, некоторым из них не нравится термин «безусловный», потому что он слишком радикален. Стивен Бэчелор, давний сторонник секулярного буддизма и автор книги «Буддизм без веры» (1997), писал: «Нет такого понятия, как безусловное. Есть только возможность не зависеть от обстоятельств».
Лично я не стал бы препятствовать тому, чтобы даже секулярные буддисты использовали термин «безусловный». Метафорическое, если не метафизическое понятие погружения в зону полного освобождения здесь и сейчас может быть полезно. И полезным оно будет независимо от того, считаете ли вы зону достижимой или нет.
Я лично могу подтвердить, что нечто похожее на такую «зону» действительно существует. Когда я позвонил жене после моего первого недельного курса медитации, она сказала, что я говорю как совершенно другой человек, прежде чем я успел что-либо рассказать о курсе. По ее словам, даже мой голос стал совершенно иным, и он пришелся ей по нраву.
Сравнивая с тем, как было раньше, я вспоминаю один случай. Несколько лет назад, пытаясь сформулировать, что ей нравилось в моем брате, она взглянула на меня и сказала: «Он похож на более добрую версию тебя». (Она засмеялась, и я принял это как хороший знак.) Во всяком случае, теперь я могу быть уверен, что эта перемена действительно произошла.
Мир заиграл для меня новыми красками. Я отпустил обычную зацикленность на себе и смог наслаждаться тем, что меня окружает. Я стал более открытым, неожиданно склонным заводить разговоры с незнакомцами. Мир преобразился в более яркий и насыщенный.
В этом, однако, есть что-то противоречивое. Наука, в ее полном несовпадении с религиозным мировоззрением, как иногда говорят, лишила мир магии и принесла только разочарование. Логично было бы предположить, что медитация, которая в каком-то смысле ограничивает влияние чувств на восприятие и способствует формированию реалистичной картины, только подстегнет эту тенденцию. Однако Бэчелор утверждает, что медитативная практика может привести к «переосмыслению» мира, и я знаю, что он имеет в виду. После первого курса медитации я почувствовал, будто живу в мире чудес и сверхъестественной красоты.
Однако медитация — это не вхождение в особую магическую зону, в которой отсутствуют причинно-следственные связи. Я все еще реагировал на различные события (по крайней мере, на уровне рефлексов). Думаю, одним из источников очарования было то, что я тратил меньше времени на ответную реакцию и больше времени на наблюдение, что, в свою очередь, помогало лучше продумать собственные действия. Находиться в «безусловном» состоянии, конечно, здорово, но жить в меньшей зависимости от обстоятельств тоже может быть очень и очень неплохо.
Если взять фундаментальные понятия буддизма и рассмотреть их с точки зрения понимания безусловного, можно увидеть, что философия буддизма действительно серьезно воспринимает идею причинности.
Рассмотрим радикальную и пока не совсем ясную концепцию «не-я» — идею о том, что нашего «я» на самом деле не существует. Одна из формулировок данной идеи гласит, что «я» находится в таком постоянном причинно-следственном взаимодействии с окружающей средой, настолько подвержено влиянию мира, что возникают сомнения в четкости границы этого «я». В своем основополагающем «дискурсе о не-я» Будда неоднократно вопрошал, действительно ли под нашим контролем находятся различные явления, которые мы рассматриваем как части чувств, мыслей, даже тел. И если они не находятся под нашим контролем, тогда как мы можем называть их частями «я»?
Почему они не находятся под нашим контролем? Одно из объяснений звучит так: пока мы не освободимся, они находятся под контролем внешних сил, то есть являются зависимыми.
В этом дискурсе Будда также подчеркивает непостоянство вещей, которые мы считаем частью себя. Постоянное возникновение и исчезновение мыслей, эмоций, отношений — все это является следствием постоянно меняющихся сил, которые действуют на нас и вызывают цепные реакции. То, что внутри нас, зависит от причин, условий, и именно судьба всех обусловленных вещей меняется, когда меняются условия. А условия меняются почти все время.
Можно заметить, что прогресс в серьезной осознанной медитации заключается в том, что вы осознаете, как обстоятельства влияют на вас и манипулируют вами, а также то, что ключевое звено в этой манипуляции лежит в пространстве, где чувства восходят к тришне. В нем осознанность имеет решающее значение.
Пожалуй, стоит пояснить, что я имел в виду под словом «осознавать» в предыдущем абзаце. Я не говорю об абстрактном, академическом понимании причинно-следственных связей. Я говорю о тщательно продуманном эмпирическом понимании, осознанности, которая дает возможность разорвать или, по крайней мере, ослабить цепи. Она включает в себя осознание чувств, вызванных восприятием и мыслями, и те чувства, что направляют мысль, могут быть усилены до удивительной степени посредством медитации.
Абстрактное понимание, наряду с эмпирическим, также является неотъемлемой частью философии буддизма. Достижение реального прогресса в осознанной медитации почти всегда означает две вещи. Во-первых, осознание механики, которая формирует ваши чувства, мысли и поведение, если оставить их на произвол судьбы. Во-вторых, понимание обстоятельств, которые эти чувства активизируют. Просветление в буддизме имеет что-то общее с Просвещением в западном научном смысле: оно включает в себя осознание причинно-следственных связей.
Стереотипы переворачивают все с ног на голову. Осознанная медитация часто считается процедурой сомнительной, туманной и в некотором смысле нерациональной. Говорят, что речь идет и том, чтобы «прислушаться к чувствам» и «не осуждать». Медитация действительно связана с этими вещами. Она позволит вам испытать те же чувства — гнев, любовь, печаль, радость — на новом уровне, видя и чувствуя их, как никогда раньше. Это происходит как раз потому, что вы не судите себя, то есть не делите свои чувства на плохие и хорошие, не убегаете от них и не погружаетесь в них с головой. Вы будто становитесь сторонним наблюдателем, находясь достаточно близко, но не теряясь в них. Это открывает возможность прочувствовать все так, как оно есть на самом деле.
Тем не менее вы делаете это не для того, чтобы отказаться от своих рациональных способностей, а скорее для того, чтобы разумно задействовать их, подвергать свои чувства своего рода аналитическому анализу, который позволит вам разумно решить, каким из них следует доверять. «Отказ от суждений» в конечном счете означает, что ваши эмоции не будут судить за вас. Вы освободитесь от их влияния и сможете трезво и непредвзято смотреть на мир.
В основе лежит очень прозрачная концепция того, как работает наш разум. Идея состоит в том, чтобы понять механизм работы человеческого сознания, а затем использовать это понимание, чтобы «перепрограммировать» его, радикально изменить его реакцию на обстоятельства, влияющие на нее. Эти действия не позволяют нам прийти к «безусловному» в строгом смысле этого слова и буквально разорвать причинно-следственные связи. Опять же, самолеты не отрицают наличие гравитации, однако все равно летают.
Это эссе — отредактированный отрывок из «Why Buddhism Is True» (2017) Роберта Райта, издательство Simon & Schuster.
Оригинал: Aeon.
Автор: Роберт Райт.
Переводили: Мария Елистратова и Вера Баскова.
Редактировали: Слава Солнцева и Анастасия Железнякова.
http://telegra.ph/CHto-takoe-nirvana-06-02
это группа Кобейна
Данжик в пв
Николай, свой человек :D
Гавно-группа из 90ых
Василий, о, илитка в тренде
Василий, тебе не стоит так оскорблять эту группу
Дарья, — _-
Василий,
Дарья, — _________-
Василий,[collage_gallery in="comment"]
Дарья, е бои[collage_gallery in="comment"]
Как-то больше про осознанность и медитацию, нежели про нирвану. По крайней мере, мне так показалось.
Виктор, возможно, автор пытался пояснить суть нирваны на медитации, но он уж слишком увлёкся. 90% статьи конкретно о медитации и о том, как она работает, а не о том, что есть нирвана.
Кирилл, примерно это я и имел в виду)
Виктор, есть вещи которые невозможно так просто объяснить, невозможно подобрать термин типа «нирвана — это…» Насколько я поняла, это состояние, которое можно достичь посредством медитации, при котором ты разрываешь цепь 12 условий и становишься независим от внешних событий, страстей, становишься целостным, и как следствие — абсолютно счастливым 🙂
Ivede, я примерно так же понял)
Мой первый коммент подразумевал то, что текст, скорее, про медитацию и осознанность (которые, хоть и важны для достижения нирваны, но не исчерпывающи), а не про описаниеобъяснениераскрытие концепции нирваны.
Хотя, на самом деле, всё это условно, а потому — неважно 😀
Виктор, ну наверное нирвану можно объяснить только через медитацию. А сама по себе она не объяснима 🤔 И я бы не сказала, что статья про медитацию, здесь ведь не описывается как ее делать, сколько вдохов сделать сколько выдохов, медитация здесь как средство объяснения нирваны. Автор вроде бы сам говорит, что нирваны не достиг (если бы достиг, то наверное не стал бы ничего писать об этом), но он попытаться объяснить что это, как мне кажется у него не плохо получилось )
Ivede, согласен, не плохо, написал много ценного, но вряд ли в таком виде это будет достаточно по нятно , особенно для новичков. Это как с пересказом фильма — поймёт правильно только тот, кто сам видел.
Всё в этой теме закручено вокруг обретения «свободы воли» нашего Я. Мало кому она сейчас доступна. Большинство людей живут подобно игрокам в настольный теннис — постоянно отбивают мяч, т.е. все их действия и желания обусловлены какими-либо причинами, и являются лишь ответными реакциями на поступающую информацию или на раздражители органов чувств.
Но есть большая разница: — действовать исходя из своих истинных целей( желаний), — или действовать, лишь реагируя на внешние стимулы, как кукла марионетка.
Простым наглядным примером «реактивного образа жизни» является поведение детей, которые отвлекаются( т.е. реагируют) на разные вещи, забывая о ранее поставленной задаче.
А будучи взрослыми, люди уже не помнят своих истинных целей жизни, не могут отличить их от навязанных желаний, и вообще не могут выбраться из этой постоянной и привычной суеты реагирования.
Чтобы осознать Свои истинные желания, надо остановиться, отвлечься от этого реагирования, успокоиться, (для этого и нужна медитация — осознанное нахождение в состоянии глубокого сна), а там и до нирваны недалеко…
Но для начала, нужно немного поупражняться — придумать любую полезную цель, постараться не забывать её, и попытаться действовать отталкиваясь только от неё, и ради неё( даже во время других занятий).
Алексей, я и говорю, такие понятия как нирвана невозможно объяснить. Даже те, кто почувствовал это, не находят слов, чтобы объяснить это тем, кто не чувствовал. Не зря же существует столько притч про учеников, которые хотят получить ответ от учителя, но в итоге все равно ничего не понимают до тех пор, пока сами не почувствуют. И можно лишь показать способ как этого достичь, но не объяснить само явление 🙄
Алексей, какие книги стоит почитать на жту тему?)
Артём, аудиокнигу ППУС( практика повышения уровня сознания) Дарио Саласа, она ещё называется «Гипсосознание», если в печатном варианте.
Можно ограничиться и наблюдением за собой, попытаться схематично изобразить свою психическую деятельность, отследить процесс появления желаний, целей, привычек, и постараться взять его под контроль..
Викторъ, про медитацию там была только последняя треть, по моим наблюдениям.
насколько я помню, это наивысшее состояние, которое можно достигнуть в медитации.
Я что-то нажал и все исчезло
Нирвана, скорей всего некий иной механизм реакции или восприятия внешних событий, даже не внешних событий, а понимание того, что нет никакой границы между внешним и внутренним миром, все это одно целое, частью чего мы и являемся. Нирвана — это когда нет отдельного тебя и внешнего мира, в котором ты борешься за выживание, когда осознаешь, что все едино, все меняется, что ты состоишь из тех же элементов как и вся вселенная, а твое сознание это лишь производная работы мозга.
Похоже на бред. Помимо, вроде, незаеонченностиного, ещё много лишнего.
Нирвана в кармане
1. Как можно стать необусловленным, имея физическое тело?) 2. Зачем прерывать цепь рождений, если это задуманная не нами космическая игра, делающая наше существование интересным?
«Многие с осторожностью относятся к религиозным учениям, но при основательном анализе» — так все же, а зачем для вот этого «психологического анализа и контроля» все же нужна обертка из религиозных сказок-то? Может, чтобы не путаться и не уходить местами в ахинею и псевдофилософию и словоблудство, обойтись без этого?
Nikolay, так современные, секулярные буддисты именно это и практикуют, как я понял из статьи. Буддизм-то явление древнее, тогда ещё все на религии и вере было завязано. А о высшем образовании и аналитической картине мире знал приблизительно никто. Как бы никто не мешает сказки трактовать как образное выражение реальности. Ну типа Майя, богиня иллюзий, не какая-нибудь волшебная баба в балахоне, а обобщенное понятие, ярким проявлением которого является реклама и маркетинг, например)
Тимур, ну, мне это представляется чем-то вроде постепенного облагораживания сказок — но которые все ещё остаются сказками, пусть и с выброшенной явной ахинеей. Ну, как пример — на том же христианстве
— бог создал мир за 7 дней, земля плоская, все пошли от Адама и Евы
— фигу, ничего подобного, вот доказательства.
— ну ок, давай считать что вот то, что считали раньше это примитивная глупая трактовка Священных Текстов, но бог-то все равно есть и всё это создал, вот.
Я все ещё не очень понимаю, зачем нужна эта сказочная обертка для обычных вещей. Особенно пока в них кто-то верит всерьёз.
Nikolay, чё ж вы, воинствующие материалисты, так агритесь на сказки)) пример христианства здесь неудачен, т.к. в сабже речь идёт о конкретной части буддизма, не затрагивающей непосредственно космогонию, а значит сказки существенного значения не имеют. Сказки тут не предмет вопроса (кто создал землю и человека, бог или физические процессы и эволюция), а способ объяснить конкретные физиологические явления — изменение работы мозга в результате особых практик.
За конкретные результаты исследований не скажу, только начинаю копать эту тему. Но в Америке вроде как с конца 70х активно буддизм изучается именно с практической стороны, и состояние осознанности реально клинически используется для преодоления стресса. Из популярного на эту тему — Д. Гоулман «Изменённые черты характера», изд. «Манн, Иванов и Фербер».
Тимур, ну а чёж так дохрена людей в них всерьёз верит? В христианстве тоже есть части без магии и волшебства, но по ним же не стоит изучать историю или там социологию. Идея так пристально изучать буддизм с этой точки зрения кажется мне достаточно странной и соответствующей духу идеи «наши предки были мудрыми и обладали Знанием, а сейчас все не то». Буду рад, если ссылок конкретных накидаете, но так-то и гомеопатия тоже вполне себе исследуется, и работ на пабмеде вагон, например. Мне как-то ближе современный подход к психологии, с привязкой к доказательной медицине.
Nikolay, Nikolay,
> ну а чё ж так дохрена людей в них всерьёз верит
Это уже другой вопрос) Люди вон и в достижения разных чудаков от науки верят, типа Илона Маска)) Вера, в противовес критическому мышлению, наименее затратна для мозга, вот и ответ.
Я и сам такие исследования ищу, в этом интересно разобраться и сделать выводы. Может в оконцовке все это окажется подобием гомеопатии.
Что касается психологии, на мой взгляд, к доказательной медицине она тоже такое себе отношение имеет) т.к. предмет этой, кхм, науки, довольно эфемерен, в большой степени субъективен и трудно поддается (хотя и поддается) рациональному учету. Отсюда взаимоисключающие школы и течения (согласитесь, в точных науках такого многообразия нет). Поэтому чем в сравнении с классическими методами психологии плохи практики медитации неясно.
К изучению (именно к изучению, а не к рекламе и не к продаже) и адаптации древних практик наоборот отношусь положительно. Мало ли что людям интересно, деятельность как деятельность, ничуть не хуже, чем другие занятия. С современным арсеналом технологий только в путь — суй йогов в томографы пачками и смотри, какие области мозга в ходе медитации активизируются.
Древние, кстати, не так уж мало знали. Сверлили твердые породы без высокоуглеродистой стали, каменные блоки таскали на значительные высоты и т.д. Не стоит думать, что сплошь всё идиоты были, и только вот сейчас мы, наконец-то, находимся на вершине цивилизации. Прогресс это не строго поступательная вещь. Взять те же технологии ракетных двигателей и аппаратов для лунной программы из 60-70х, они уже частично утрачены))
В адаптированных версиях буддизма привлекает именно фишка освобождения. Все-таки трудно отрицать, что в современном обществе особенно ярко видно, как человек немножечко загнан в этакий дофаминовый порочный круг, гонку за бесконечным потреблением новых продуктов и впечатлений. Да на этом вся экономика построена) Сабж же предлагает взять и прямо внутри себя посмотреть на эти процессы под другим углом, тем и интересен.
Понятно, что перед кем-то такого вопроса и не стоит вовсе, занимается себе человек своим делом и занимается, и никакой буддизм ему не нужен. Но не все люди одинаковы)
Тимур, о, понятно, спасибо, дальше как-то без меня. Мне нравится быть дофаминовым наркоманом, я стараюсь следить за той психологией, которая brain science и основана на «ты себя так чувствуешь потому что в этом участке мозга активность такого-то типа выше чем должна быть, на таблеточку, это все видно на экране мониторчика», ну и «утраченные технологии ракетных двигателей лунной программы» этож ад и треш как по мне и в шаге от «никто на луну не летал».
А про изучение-адаптацию древних практик — обычно это или в духе акупунктуры «изучили — подтвердили что фигня» или в духе «Силы Природы исцеляют — нет, исцеляет, например, ацетилсалициловая кислота и изучать надо конкретно её, а не Магию Природы Наделившую Ивовую Кору Волшебными Силами». Предки знали очень мало и то, что они старались изворачиваться как могли и иногда попадали пальцем в небо, ничего не значит.
Николай, медитацию и последствия тоже «видно на экране мониторчика». https://www.omicsonline.org/open-access/a-fmri-study-of-stages-of-yoga-meditation-described-in-traditional-texts-2161-0487-1000185.php?aid=55114
Павел, а ивовая кора имеет целебный эффект. И?
Николай, не ивовая кора, а салицилаты, которые с ивовой коры выделили не сразу, а как выделили, то не сразу начали использовать. Если в этой аналогии буддизм это ивовая кора, то мы ещё не выделили салицилаты, чтоб использовать их отдельно.
Pavel, блин, я так конкретики из этого и не понял.
In conclusion, the present results showed that there are differences during effortless or ‘pure’ meditation as described by traditional yoga texts compared to random thinking, involving activation of areas involved in semantic cognition, memory, sustained attention, creativity and the ability to detach mentally.
Ну типа да, медитация отличается от обычного блуждающего ума, задействованы такие-то области. И как бы чё из этого…
Кстати. Кому так же зашёл этот отрывок из непереведенной на русский книги, как мне, вот тут лежат лекции автора с субтитрами. Говорят, во многом повторяют книгу http://buddhavgorode.com/buddhism-and-modern-psychology/
Nikolay, хм, а мне вот никак не импонирует быть хомяком в колесе) мне как раз и кажется, что человек становится больше человеком, когда не идёт на поводу у своей лимбической системы при любом раздражителе.
Ну дык я тоже за такой подход с медитацией — посадить испытуемых, желательно продвинутых тру йогинов, и смотреть им непосредственно в мозг — какие активности прослеживаются, какие нейромедиаторы в этом участвуют и пр.
А насчет технологий двигателей (F1) — почему так с новыми ракетами-то носятся и почему российские двигатели до последнего времени широко использовались?) Во многом новые двигатели и ракеты под них с нуля приходится разрабатывать, потому что с прекращения космической гонки часть чертежей реально утеряна, какие-то предприятия частные закрыты, что-то устарело, многих специалистов просто в живых нет. Так что да, технологии утрачиваются, как ни странно.
Прекрасно же, что изучили и подтвердили, что аккупунктура фигня. Но по вашей логике при разработке лекарств, очевидно, на ивовую кору не надо было обращать внимания, это же тупые предки ее придумали использовать, а надо было искать и синтезировать необходимые вещества самостоятельно, основываясь исключительно на достижениях современной техники и никак не учитывая опыт тупых ничего не знающих предков
Ну ты пораскинь мозгами, как Курт, может легче станет
Василий, ок
Лучшее, что дал буддизм — это дзен, а дзен состоит в том, что на вопросы твои тебе, дружок, отвечают лаем.
А мне вот интересно ,что буддисты говорят о том ,что происходит после разрыва цепей перерождения, допустим не перерождается душа, а где она будет тогда ,допустим страдания это когда находимся в теле, а дальше освобождение и перерождения если не будет в чем тогда интерес, ведь кто бы что бы не говорил людям нравится жить и почти все просто тупо не захотят достичь нирваны и разорвать цепь перерождения ,если такое возможно конечно.
И как это возможно ,если есть тело и люди удовлетворяют свои биологические потребности. И даже после смерти люди хотят родится вновь, а возможность этого тоже сомнительна , после перерождения другие родители и братья сёстры что-ли , а с родителями и братьями сёстрами прошлой жизни ничего не связывает что-ли , просто иллюзия получается что-ли? Вот именно подумав об этом существование вообще реинкарнации ставится под вопросом , а возможно ли такое ведь много вопросов встаёт на которых ни у кого нет ответов! Можно сказать лишь одно , людям не по уму понять такие сверхъестественные загадки, на которые ответы есть только у всевышнего!
Статья неплохо напомнила мне о том, за что я не люблю буддизм:
1. Люди перерождаются, испытывают страдания, давайте разорвём цепь перерождений… И умрём, угу. Круто. Ведь по факту разрыв цепи перерождений — это отказ быть человеком. А для человека быть человеком — это быть собой.
2. Условия, желания и всё то, что воздействует на нас, демонизируется. Это плохо, надо избавиться. Однако далеко не всё, что воздействует на нас, вообще плохо.
3. И непонятно, где в буддизме личный выбор человека, его способность сопротивляться окружающему. Ну и способность создавать себе и другим нужные условия, брать под контроль.
Татьяна,
1. Обезьяна, когда то была обезьяной — собой. Но потом она эволюционировала в человека.
2. Насколько я понимаю, многие наши желания не осознанны. Буддизм же учит осознавать природу своих желаний.
3. Не очень понял, как буддизм противоречит личному выбору и остальному.
З.Ы. Не на что не претендую, просто мимо проходил.
Иван,
1. Я вообще-то говорю о личности и о сохранении личности. Вопрос перерождений мне интересен только в плане сохранения личности, памяти и т. п. У обезьяны же личности и характера нет, так что этот пример несколько мимо.
2. Я не спорю, что осознавать желания нужно. Но этому же учит и самоанализ, грубо говоря. Знаете, смешение хорошего и плохого не делает плохое лучше. То, что в буддизме есть хорошие идеи, не делает… Странные, скажем так, менее странными.
3. Буддизм предлагает сбежать от «цепочки перерождений», прервав её. Жизнь — боль и страдание, нужно избавиться от боли. Это как бы отрицает возможность того, что можно не избавляться от такой плохой жизни, а просто сделать её лучше.