Преимущество изучения истории в том, что как бы плохо ни шли наши дела сейчас, всегда можно найти аналогичный пример в прошлом и увидеть, что не так уж все плохо на самом деле.
Для примера рассмотрим текущую ситуацию: многие сейчас сравнивают пандемию коронавирусной инфекции с эпидемией чумы 1347-1350 годов. Но, такие сравнения не уместны, потому что масштабы катастрофы не сравнимы. Тогда за 4 года свирепствования чума унесла жизни половины населения Европы.
Романист Джованни Бокаччо, который ярче всего описал эпидемию чумы, подсчитал, что только за 4 месяца (с марта по июль) болезнь унесла жизни больше 100 000 человек. При том, что на то время население всего было 120 000.
В то время Бокаччо служил чиновником в налоговой службе и сам видел, как все происходило. Каждое утро начиналось с вывоза трупов: их выносили на улицу, где складывали на носилки и потом грузили в телеги. Сначала их доставляли в ближайшую церковь для сокращенного благословения, а потом на кладбище. Но, такой порядок соблюдался только в самом начале: по мере того, как количество заболевших росло, традиционный порядок захоронения отошел на второй план. Умерших от чумы просто вывозили в места для захоронения и закапывали.
Так само, как и коронавирусная инфекция, чума быстро распространялась, но в отличие от современной пандемии, ею заражались все подряд: старые, молодые, совершенно здоровые крепкие люди, новорожденные и уже когда-то переболевшие.
Также сама болезнь протекала гораздо сложнее: в паху или в области подмышек появлялись опухолевидные отростки размером с яблоко, откуда и пошло название бубонной чумы. Но и это еще не все: на руках и ногах появлялись гангренозные пятна, а кожа из-за этого чернела и отмирала. Заболевший человек кашлял кровью, дыхание имело гнилостный запах.
«Зловоние трупов, запахи лекарств и болезней, казалось заполнили все вокруг. Во время эпидемии чумы просто не было места достойного, чтобы умереть человеку».
Неудивительно, что социальная дистанция стала тогда нормой и на это не было указаний государства. Каждый в панике бежал от невидимой, но такой страшной болезни. Соседи избегали соседей, родные – родных. Дети запросто бросали старых родителей, священники свой приход.
«Даже отцы и матери отказывались тогда брать на себя заботу о своих детях, так как считали, что сейчас они им не принадлежат».
Некоторые люди запасались вином, едой, запирались в укромном месте и вообще отказывались слушать какие-либо новости о том, что происходит в городе, сколько вокруг погибших от чумы. Те, у кого не было средств для такого побега, становились фаталистами: они разносили дома умерших, забирали оттуда еду и напитки, и не боялись даже заразиться. Что, конечно, сыграло с ними злую шутку.
На данный момент нет оснований для уверенности в том, что коронавирусная инфекция станет пятым эндемический коронавирусом на планете. Бубонная чума, которая гораздо страшнее ковида, долгое время оставалась эндемией только в Европе, но ее пандемия проявлялась еще 17 раз, а последняя вспышка была в 1664 году.
Со временем в городах начали появляться некое подобие телеграфа, который помогал отслеживать новые эпидемии. Передача новостей о распространении чумы стала вообще чем-то обыденным в переписках того времени.
Органы местной власти начали принимать решительные меры для снижения количества больных. В Венеции было запрещено покидать город во время эпидемии. Чумные доктора должны были носить костюм химзащиты: это было длинное льняное платье, шляпа, покрывающая волосы, очки и маска с длинным клювом, в котором было уложено противоядие и духи. Как бы странно это не звучало, но платье доктора до сих пор используется, правда только как карнавальный костюм.

А были ли хорошие новости во время чумы? Конечно, но не всегда их можно было в прямом смысле признать, как положительные. Например, флорентийские республиканцы сделали чуть ли не божеством Мадонну Пестэ («Госпожу чуму»), за то, что она унесла жизнь герцога Миланского.
После эпидемии чумы наблюдался «эффект наследования» — количество богатых людей возросло в разы. Правда за счет того, что выжившие в эпидемию грабили дома умерших.
В эпоху Возрождения в Италии самым популярным видом социального дистанцирования был выезд в деревни на время, пока эпидемия не исчезнет. А потому городские жители начинали вкладывать деньги в развитие сельской местности, некоторые из них вообще становились фермерами, вообще отказавшись переезжать обратно в город.
Так что сравнивать текущую ситуацию с коронавирусом с тем, что происходило несколько веков назад, когда в городах гуляла бубонная чума, не совсем верно.
Автор статьи: James Hankins
Оригинал: Quillette
Переводила: Юлия Гуркина
Редактировала: Юлия Гуркина