Юмор, который предпочитает молодежь, может быть черным и сюрреалистичным — и абсолютно бессмысленным

На портрете в тонах сепии, выглядящим, как реликвия советской эпохи, изображены нахмурившимися пять фигур в профиль: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Иосиф Сталин и компьютерная модель хот-дога с зелеными наушниками. Картинка, сделанная пользователем Твиттера @SadTimesDrunk, появилась в социальной сети в середине июля, где и ходила среди обычных пользователей, прежде чем попала в мою ленту. Последний из стоящих не является иконой социализма — это просто сосиска из Снэпчата, танцующая брейк-данс. То, что ее поместили в один ряд с покровителями СССР ничего не значит. Может быть, ничто ничего не значит.
Я не нигилист, но чувство мрачного, приятного абсурдизма часто находит на меня, кажется, как и на многих моих ровесников. Совершить путешествие в мир комизма нового тысячелетия, его рекламы и мемов означает проводить время в иллюзорной вселенной, где идеи крутятся и внезапно исчезают; где петли самореферентных подколов деформируются и искажаются с каждым повторением, выдергиваясь другими пользователями, которые приукрашивают чужую шутку до тех пор, пока не останется ничего от исходного; где любимый детский персонаж Винни Пух в фанатском комиксе отрицает официальную версию теракта 11 сентября в США, а взрослые мужчины в рекламной пародии подтанцовывают под пронзительные ритмы синтезатора, поедая роллы пиццы Totino’s из маленького розового рюкзака. В этом странном мире сюрреалистичного и эксцентричного ужас смешивается с юмором, и у молодежи появляется ниша для игры с эмоциями, которые все больше и больше исчезают из обыденной жизни — пугающим предположением, что мир просто не имеет смысла.
Что касается сомнений в существенном значении мира, у миллениалов есть на них свои причины. Исследования показывают, что традиционные источники «глубинного смысла», такие как религияи институт семьи, имеют меньшее значение для жизни молодых людей, чем для их родителей. Нравственная структура, которую они создавали, была значительно ослаблена и заменена мягкой, лишенной теоретизации тенденцией по отношению к благопристойности — угодничеством, как подметил журналист Том Скокка в 2013 году. Долгоиграющая карьера кажется вне досягаемости: миллениалам втолковали, что нужно поступать в колледж, чтобы потом зарабатывать деньги, но в большинстве случаев они просто набирают долгов и потом подрабатывают где придется в надежде все отдать. Между тем, они не торопятся со свадьбой, рождением детей, покупкой жилья и т.п. Ожидание ощущается как, собственно, ожидание. Миллениалы не работают (71 процент опрошенных признались в этом Институту Гэллапа (институт общественных исследований в США — прим. Newочем)), они потеряли веру в нашу политическую систему (только 19 процентов утверждают, что военные захваты неприемлемы), многие одиноки (57 процентов признались в этом в недавнем исследовании Match.com). Как бы то ни было, миллениалы не строго пессимистичны, но регулярная схватка с чувством пустоты и отчаяния кажется привычным делом для моего поколения.
Мир все еще полон шума: информация является более доступной (и, возможно, в большей степени угнетающе вездесущей), чем когда-либо и также менее надежной; люди выбирают свои факты, и финансируемые бизнесом аналитические центры производят отчеты, неотличимые от жестких данных с одной только разницей — они и мало-мальски не являются правдой. Бренды позиционируют себя как друзья в социальных медиа, особенно для миллениалов, и даже если граница между реальностью и фальшью не стерта, то, кажется, она гораздо меньше, чем когда-то.
Среди этих трендов особенный стиль самовыражения распространен у молодежи. Вместо того, чтобы пытаться возродить значение и смысл, когда они исчезли, этот стиль играет с настроениями и эмоциями нечеткого мира. В каком-то смысле, это цифровое обновление сюрреалистических и абсурдистских жанров искусства и литературы, которые характеризовали бурное начало двадцатого века.
Тим Хайдекер и Эрик Уоренхайм — пара комедиантов, чье творчество входит в зону странности и гротеска, дико колеблется между ужасами и юмором. Они дебютировали на Adult Swim, основном из кабельных блоков программ среди зрителей 18-34 лет, в 2006 году, а этой осенью должны выпустить новый сезон своего сериала «Сказки на ночь Тима и Эрика». Гамма их скетчей варьируется от легкого абсурда до полнейшего сюра, с качеством low-fi, ретро-стилем графики, искаженным звуком и бессвязным монтажом, добавляющим жутких ощущений. В одном из скетчей Тим и Эрик соревнуются в невероятно запутанной рекламе в продаже цен — хороших европейских цен, премиум-цен, цен, сделанных в Америке, невероятно маленьких цен — никаких товаров, только цены. «Порой интереснее жить в этом сюрреалистичном моменте, чем испытывать ужасы реальности», — сказал мне Уоренхайм, ссылаясь на длинные, мучительно некомфортные кадры и сумасшедшие крупные планы в их шоу. В работе Хайдекера и Уоренхайма чувствуется тупой страх, но также присутствует и облегчение, приглашение к насмешке над неловкостью и абсурдом. «Это выражение страха и тревоги, — сказал Уоренхайм, комментируя один из их многочисленных скетчей, освещающих напряженность повседневной жизни. — Я просто чувствую, что мне весело смотреть наше шоу, и что ты перемещаешься в другое измерение с похожими вещами, но они не реальны, так что ты просто расслабляешься… Это приятный сюрреалистичный мир».
Другие шоу, как «Рик и Морти» от Adult Swim и «Конь БоДжек» от Netflix, сняты в том же духе, и, по выражению Эмили Нуссбаум, критика журнала New Yorker, изображают «мрачность и веселье в переполненной сюрреализмом альтернативной реальности». Реклама, ориентированная на молодежь, также следует этому тренду. Достаточно вспомнить рекламный ролик 2012 года, в котором двое подростков неуверенно разговаривают под трибунами. Девушка отрывает «сыпь из Skittles» с зараженного лица собеседника, а затем съедает её. В отличие от субкультурного и наркоманского шоу «Мастера комедии прошлого» (Comedy Masters of Yesteryear) или головокружительно абсурдного юмора «Монти Пайтон», эта разновидность сюрреализма миллениума одновременно мейнстримна и крайне депрессивна — она рассчитана на широкие массы молодежи и апеллирует к чувствам тревоги, провала и страха.
Тем временем, онлайн-культура позволяет большему числу людей принимать участие и вносить свой вклад в бессмысленное, эксцентричное, а порой и зловещее головокружение момента в форме мемов. В самом простом понимании, мемы — это любые единицы культурной информации, распространяемые между группами людей посредством имитации и подверженные небольшим изменениям по мере распространения. Другими словами, искажения — неотъемлемая часть явления, и каждое изменение всё больше отдаляет мем от оригинала, что временами совершенно лишает его какого бы то ни было смысла. К примеру, черные шутки про гориллу по кличке Харамбе из зоопарка Цинциннати превратились в целый жанр шуток, имеющих лишь отдаленное отношение к обезьяне. Для миллениалов мемы формируют фон жизни.
26-летний Адам Даунер работает младшим редактором в Know Your Meme — онлайн энциклопедии, в которой самым старшим сотрудникам, по словам Даунера, не больше 32 лет. Адам проводит дни в поисках мемов в сети, документирует их происхождение и, если возможно, объясняет читателям их значение. С 2008 года сотрудники Know Your Meme зафиксировали около 11 228 мемов и ежедневно добавляют новые в свою базу. По словам Даунера, самым странным мемом на его опыте был «Hey Beter». В меме четыре составляющие: первая — фраза «Hey Beter», созвучная с «Hey Peter» («Эй, Питер»), отсылкой к главному герою мультсериала «Гриффины». Дальнейшее имеет ещё меньше смысла: в одной из итераций Элмо, герой «Улицы Сезам» (в футболке с надписью «поцелуй меня в зад»), зовет Питера и просит его написать «whomst’ve», а затем стреляет в него голубыми лазерами. В конце зрителей просят «подписаться за iPhone 5» (никакого приза нет). «Этот мем был необъяснимо популярен. Мне кажется, он обрел такую популярность благодаря абсолютному отсутствию смысла. Словно стремление на самое дно иронии», — вспоминает Даунер.
Сюрреализм и его анархичный кузен дадаизм — не новы, как и абсурдизм или странности в искусстве. Как писал Альбер Камю в 1942, «абсурд рождается из столкновения человеческого разума и безрассудного молчания мира». Абсурд — это стремление найти смысл там, где его просто нет. Сегодня сюрреализм изображает все эти темы с юмором и создает мир эстетики, в котором (выражаясь современным интернет сленгом) «лол, ничто не имеет значения», но всё равно всё может обернуться благополучно.
В конце концов, всё странное — даже чрезмерно странное — не обязательно должно вызывать тревогу. Вспомните рекламудезодоранта Old Spice, в которой привлекательный мачо на лодке, обращаясь к «дамам», демонстрирует раковину с «двумя билетами на то, что ты любишь», которые мгновенно превращаются в бриллианты в то время, как герой телепортируется на лошадь («Да, я на коне», — невзначай сообщает он 54 миллионам зрителей на YouTube). В своей книге «Странное и жуткое» (The Weird and the Eerie) писатель Марк Фишер указывает на то, что в большинстве случаев «демонстрация гротеска вызывает у зрителей столько же смеха, сколько и возмущения». По его мнению, странное «служит признаком того, что прежние концепции и рамки устарели». Находя игровое пространство для размышления над обычно негативными эмоциями (как ужас и тревога жизни в постсовременном мире), сюрреализм начала века смешивает утешение со стрессом, а легкость с безумием.
Возможно не найти ничего более подходящего для обычной жизни. В июле исследователи из Гарвардского университета сообщили, что им удалось разместить gif-файл в организме живой бактерии за счет внесения изменений в ее ДНК. Для ученых этот маленький успех возвещал серьезный прорыв в сфере генной модификации. Пользователь Твиттера под ником Honkimus Maximus отреагировал на новость созданием мема с героем «Симпсонов» мистером Бернсом, изображенным с глазами навыкате и получающим внутривенную инъекцию мемов. Изображение было подписано заглавными буквами: «СКОРО». Кажется, этот момент уже наступил.
Оригинал: The Washington Post.
Автор: Элизабет Бруниг.
Переводили: Анна Василенко, Маргарита Баранова.
Редактировала: Анна Небольсина.
http://telegra.ph/Pochemu-yumor-millenialov-takoj-strannyj-09-05
Миллениалы и постирония, постирония и миллениалы. Все просто.
С тобой все хорошо? Всего три лайка поставили, а ты уже не знаешь, куда их девать.
Мы такие.
Нам, миллениалам, можно.
Ну ладно. Но ава у тебя не очень. (у меня тоже)
Да, она мне тоже не нравится.
Lyuska, когда не смогла в постиронию😒
Нет, там просто неоправданное применение шутки либо крайне слабенькая ироничная шутка
Нам стало скучно шутить обычные шутки. Это как живопись ушла в минимализм и кубизм. И в плане мемов, я считаю это чем-то очень забавным.
Это считается юмором милениалов?
Хочу себе диагноз поставить
Прекрасный его образец, поздравляю!
Люська,[collage_gallery in="comment"]
Общий смысл статьи: поколение не видит смысла в прежних ценностях. И вместо того, чтобы разбираться с этим, оно начинает искать что-то смешное в этом. Чёрный юмор, конечно, логичен… В такой ситуации. Когда он не подменяет собой решение проблемы.
Татьяна, ты не прав
Когда мемы были смешным и полезными одновременно, как этот, например?[collage_gallery in="comment"]
Рамзан, я о статье, а не о мемах. ) Ну и один или несколько… Всё это не отменяет тенденцию.
Tatyana, черный юмор — естественная реакция здоровой психики, кмк.
А что с этим сделать? Ничего. Существование не имеет смысла, если не наполнить его таковым. И когда традиционные смыслы и ценности дискредитированы массмедиа, остаётся либо осваивать космос, либо осваивать мемасики.
Тимур, вы сами ответили на этот вопрос. Традиционные смыслы не дискредитированы массмедиа. Попробуйте дискредитировать важность хорошего образования или здоровья, например. Религия же давно дискредитировала себя сама. А что касается семьи… То это уже вопрос к тем, кто вступает в брак, а не к массмедиа, при чём тут они вообще?
И да, конечно, остаются только мемасики, конечно. А может, не мемасики, а работа над собой?
По поводу чёрного юмора — кто ж спорит. В моём первом сообщении вообще-то было, что это здорово. Но НЕ когда подменяет собой решение проблемы. Грубо говоря, не когда такой вот потерявший веру и здравый смысл часто заодно индивидуум проводит свободное время, гыгыкая и размножая мемасики, обсуждая мемасики, распространяя мемасики. Есть куча других, более полезных способов проводить свободное время.
Tatyana, неет, традиционные смыслы ни разу не дискредитированы. Поэтому, наверное, в статье даны ссылки на соответствующие исследования. Верить статистике или нет — другой вопрос.
Массмедиа при том, что это доминирующий элемент в окружении современной молодежи.
Может не мемасики. Но развиваться же сложно. А если нет мотивации и есть мемасы — зачем напрягаться.
Тимур, для кого дискредитированы, для кого — нет. Это уже другой вопрос. А по поводу «развиваться же сложно» — ну да. Проще деградировать. И мемасики.
Tatyana, дык само собой, что все индивидуально. И никогда нельзя сказать ВОТ ВСЕ ПОГОЛОВНО. Но тенденции-с. О которых и пишут в статье.
Тимур, ну и я о тенденции.
Татьяна, а по-вашему что, есть решение? Его нет, в том и дело-то
Лариса, никогда не бывает так, что решения нет. Когда говорят, что решения нет, это значит, что либо его лень искать и не искали, либо оно не устраивает. Потому что, например. придётся много работать. Над собой в том числе.
Татьяна, ааа! Вот оно как, никогда не бывает? Ну-ну
Лариса, это какая, например, жизненная ситуация не имеет решения?
Александр, ну, скажем, если не устраивает мироздание как таковое. Да мало ли. Вырастешь, Саша, узнаешь, как сказал классик
Лариса, если не устраивает основа мироздания, то решение очевидно — выпиливайся нахер из этого мироздания, тогда и не будет того, кого это не устраивает. Но конечно говорить нам и правда не о чем, коль ‘вырастешузнаеш))’
Лариса, вы знаете, когда не устраивает всё Мироздание, на поверку оказывается, что или не устраивает собственное отношение к чему-то, или поступки конкретных людей. В общем, это тоже имеет решение. Можно заняться работой с собой. Но, как я и говорю, это мало кому нравится.
Татьяна, всё хорошо ровно до тех пор, пока ценности не заставляют группы людей убивать друг друга.
«lol nothing matters» — это не про смысл, это про
«нет ничего святого» — ни у тебя, ни для тебя, поэтому можно шутить про всё. Затроллен — значит, у тебя есть нечто святое — проиграл.
Этот же принцип и в упомянутых уже реп-баттлах — соревнование на поле смыслов, где ударить оппонента — значит, с позором проиграть.
Зачем нам ценности? Мы точно знаем — «lol nothing matters».
Предположу, что мы боимся только смерти, но смерть сеют либо глупые люди, либо жадные, либо те, кто слишком большое значение придает картинкам с подписями.
Даниил, и вы считаете это нормальным?
Татьяна, это имеет для вас значение? 😏
Татьяна, если вы будете пытаться меня переубедить — где-нибудь найдется ироничный мемас, высмеивающий людей со взглядами, схожими с вашими. Но вы можете упредительно сделать ироничный мемас про людей со взглядами, аналогичными моими. Это так работает.
Даниил, я вообще несколько не об этом.
Татьяна, тогда о чем вы?
Всё это уже было в барокко.
Нормальный у нас юмор, йопт!
это классика это знать надо
ааа тим и эрик💖💖💖
По уровню сюрреализма сегодняшние юмористы просто щенки по сравнению с Монти-Пайтоном пятидесятилетней давности.
Да и градус чёрного юмора достаточно слабый, количество табуированных тем у миллиеналов больше чем у любого поколения из недавнего прошлого, оттого сам юморок становится попросту ханжеским.
Ничего не знаем, нам нынешний юмор нравится. Всему свое время, и современный юмор отлично вписывается в современные условия.
Dzhon, мы об одних и тех же миллениалах — любителях рэп-баттлов?🙈
Тимур, Именно о них, о тех самых которые недавно извинялись перед чеченцами за неудачную шутку и теперь боятся хоть одно кривое слово сказать.
Dzhon, чеченцам? Боятся. Да и прочим, от кого может реально, а не в ироничном постмодернистском дискурсе, прилететь в табло. Остальным — пфффф…
Тимур, tWP писали о американских миллениалах, у которых список табуированных тем даже на реп-батлах ещё больше не только за счёт шуткок за которые можно отхватить в табло, но в основном из-за тем которые нельзя поднимать что-бы не оказаться в тотальной обструкции и не стать нерукопажатным изгоем.
Dzhon, хыыы. Ну да, у них общество такое…
That’s why
Например:
Никита, Is there any smeshno? Show me
Дмитрий, хуёвый из тебе millenial значит
Никита, это само собой, но где же мне искать смешинку, в пикче или текстче?
Дмитрий, нигде, её нет, но можно включить спгс
Nikita, типо патроны есть 7,62мм? или я ошибаюсь
Виктор, да, еще есть красный фон, вросшая в кассовый аппарат рука и соотнести это уже не сложно
Nikita, фух, мне к счастью тож не смешно. А анекдот про медведя и машину — это пойдет под юмор миллениалов?
в голосину
Ещё взгляд на современный юмор сквозь призму Д.Ф. Уоллеса.
https://youtu.be/A66OOiuetPI
сегодняшняя тема с пост-иронией мне кажется классной. вы просто вдумайтесь. в 2006 люди смеялись с албанскава езыка, медведов и какого-то другого невообразимого ебанатства.
Nikita, ОЛОЛОЛО ПОПЯЧСА УПЧК ЖЫВТОНЕ кто тут катит на упячку, я не понял?!
> 15-летние подростки в 2016 году использовали более сложный язык, чем пользователи всех возрастов в 2008-м. Он назвал это цифровым эффектом Флинна (Джеймс Флинн в 1984 году выявил статистический феномен, который выражается в постепенном повышении среднего коэффициента интеллекта (IQ) с течением времени как в отдельных странах, так и в целом по миру). При этом социолог отметил, что возросшая сложность постов не связана с годом регистрации пользователей в социальной сети.
По мнению Смирнова, результаты его работы указывают на то, что использование социальных сетей не ведет к деградации языка. Более того, ученый утверждает, что в современных условиях языковые практики трансформируются, помогая создавать более сложные тексты. ©
https://nplus1.ru/news/2017/07/28/social-media-complexity
Люблю абстрактные мемы для элиты всех сортов
Но я не миллениал!
а ещё миллениалы очень интересно ковыряют пальцем в ухе, не переведёте про это? очень интересно
И? Tons of thoughts ’bout smth) gOOd dialogue, though! «Прочёл с удовольствием»🙃
господи, вот этот вот ярлык «миллениалы» такой дебильный. типа воооот следующее поколение тупее, поэтому у них шутки странные. по факту умнее, конечно. юмор разных поколений, компаний, стран, прослоек общества всегда странный друг для друга
Вероника, интересно какие факты об этом свидетельствуют? То что ты сидишь перед комплюхтером, а твой дед нет?
Руслан, качество жизни, развитие науки, техники и самосознания. Появилось время на саморазвитие почти у каждого. Раньше на хлеб только и работали. Ну да, дед не сидит за компьютером, потому что он его не придумал. А я сижу, потому что мое поколение придумало. Да, благодаря деду тоже — накопленные знания. Но если бы человечество деградировало, наука и техника бы тоже деградировала. Ну или как минимум просто бы застряла.
Вероника, 90% (если не больше) населения земли не имеет никакого отношения к развитию науки и техники являясь исключительно потребителями. И как раз таки благодоря развитию техники обывалам уже не приходится ничего запоминать и уметь
Руслан, эти люди кладут свою жизнь на то, чтобы кто-то занимался творчеством и имел свободное время. Про развитие техники и понижение умственных процессов расскажи программистам)