Почему Y Combinator профинансировала радикальную политическую партию в Аргентине?
Инвесторы Кремниевой долины уверены, что идеи, превратившие Airbnb и Dropbox в мегахиты, могут работать и в социальных проектах.
«Ребята, у меня пять!»
Утро среды где-то в середине февраля. Пиа Манчини говорит вовсе не о гамбургерах. После нескончаемых звонков, писем, сообщений и многих спешных перекусов на конференциях она нашла горстку людей для теста новой платформы сотрудничества её компании. Пять клиентов могут показаться несущественными для стартапа, в амбициях которого охватить миллионы, но Манчини ищет необычных пользователей. Последние два с половиной месяца она искала расположения среди избираемых чиновников, совсем не тех пользователей, которые первыми стремятся опробовать едва вышедший продукт.
DemocracyOS, которую Манчини разрабатывает вместе с соучредителями Santiago Siri и Guido Vilariño с 2012 года, позволяет политикам — или любым другим группам — быстро опросить свой электорат.
«Это перспективный инструмент», — считает Марк Фаррелл, член попечительского совета города Сан-Франциско
Марк — один из первых клиентов Манчини, он стал участником пилотной программы, как и члены муниципального совета Нью-Йорка, Кембриджа, Массачусетса и Маунтин-Вью (Калифорния). Фаррелл использует DemocracyOS для получения отзывов о планах модернизации городского транспорта и поощрения детей играть на свежем воздухе. Эти программы не из тех, что вызывают дискуссии, и вклад Фаррелла в DemocracyOS, быть может, скромен, но для Манчини — это определенно удача.
«Политикам сложно что-то продать. Мне было необходимо набрать эту первоначальную группу клиентов. Теперь я могу заняться другими регионами»
Манчини взяла на вооружение классическую стратегию увеличения числа пользователей Y Combinator, инкубатора стартапов из Кремниевой долины, частью которого и является DemocracyOS. Соучредитель YC Пол Грэм долгое время призывал учредителей, как он сам написал в эссе 2013 года, «создавать неизмеримое». Особенно это касается вовлечения первых пользователей. Эта стратегия превратила Airbnb из пары надувных матрасов в 2007 году (компания изначально называлась AirBed&Breakfast — прим. Newочём) в компанию, по оценкам, привлекающую финансовые средства на 20 миллиардов долларов. С её помощью Манчини стремится запустить DemocracyOS. В YC держат пари, что ранее установленные предпринимателем стандарты продолжат информировать, как он или она обращается с клиентами, даже когда их количество увеличится.
Через две недели состоится демонстрация YC, на котором Манчини покажет инвесторам работу своей команды. А на следующей неделе она открывает общественности бесплатный доступ к платформе. Его целью будет привлечь как можно больше членов муниципальных советов наряду со студенческими правительствами, продовольственными кооперативами, книжными клубами и всеми, кто нуждается в инструменте коллективного взаимодействия. Если всё пойдет по плану, её речь перед инвесторами, скорее всего, будет содержать график стремительного роста пользователей.
И если план популяризации DemocracyOS выглядит похоже на остальные 113 стартапов YC, за ним стоит одна из самых необычных предысторий. Во-первых, некоммерческая направленность выделяет детище Манчини среди множества жадных до прибыли компаний. Во-вторых, DemocracyOS оперирует работой политической партии в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Манчини возглавляет «Сетевую партию» (испан. Partido de la Red) в Аргентине, дикий эксперимент по установлению прямой демократии, кажется, почерпнувший вдохновение из акции Occupy Wall Street и с сайта Reddit (который Y Combinator инвестирует). Сторонники партии, в основном молодые портеньо, как называют жителей Буэнос-Айреса, высказывают своё мнение по поводу таких проблем, как возможность продления часов работы метро и легализация продажи семян марихуаны в малом количестве. Сетевая партия обещает голосовать на заседаниях исключительно в соответствии с полученными онлайн-отзывами. В 2013 году Манчини и её сторонники выдвинули партию на местных выборах в Буэнос-Айресе, получив 22.000 голосов. Это 1,2% всех голосов, не так уж далеко от 3%, необходимых для прохода в местный парламент.
«Мы пытались подобрать стратегию для взлома политической системы и обновления до XXI века», — говорит директор отдела контроля производства Сири
Y Combinator известна за помощь в превращении кажущихся глупыми программ в многомиллионные компании. Может показаться удивительным то, что она поддержала южноамериканскую политическую партию, чьи амбиции, со слов Манчини, состоят в том, чтобы сделать «демократию лучше». Однако YC расширяло свою сферу во всех направлениях, охватывая такие области, как автомобили без водителей, протезы конечностей и некоммерческие организации. И, хотя для некоторых инвесторов вторжение DemocracyOS в политику выглядело красной тряпкой, партнеры YC были впечатлены ей. Создание политической партии показало, что они привержены идее не просто создать умную программу, но и донести её до мира.
«Мы увидели, что они действительно добиваются своих целей и испытывают страсть к своей работе», — утверждает Кейт Кортау, директор некоммерческих организаций YC
«Я думаю, мы действительно привлекли внимание заявлением о том, что мы создали политическую партию. Они такие: „Что? Что вы сделали?“» — вспоминает Сири
Во время интервью основателей также спросили, почему они не являются коммерческой организацией.
«Нельзя поставить ценник на гражданскую активность», — ответила Манчини
Несколько лет назад за такой ответ грозила бы дисквалификация. В конце концов, YC оплачивает счета каждого своего стартапа, покупая 7% их акций. Но с конца 2013 года фирма начала делать исключения для благодетелей. DemocracyOS — один из трех некоммерческих проектов, которые получают пожертвования в сумме 100 000 долларов.
«Нам интересны рискованные инвестиции с высоким уровнем отдачи. Это то, что мы продвигаем в коммерческом мире», — делится Кортау
Все некоммерческие проекты YC опираются на технологии в решении задач, многие к тому же приносят доход. DemocracyOS уже принесла определенную выручку: когда Манчипи вошла в YC, у команды уже были контракты на предоставление платформы сотрудничества для горстки крупных организаций. В планы входит расширение новой платформы с целью добавить платные сервисы для людей как Фаррелл.
«Мы пытаемся выйти за рамки праздничного мышления», — рассказывает Кортау
Она намекает на непрерывное привлечение средств, присущее многим благотворительным организациям.
«Не у каждой некоммерческой структуры есть дорога к устойчивости, но мы верим, что многие из этих структур могли бы заложить её в основу своей модели»
В результате даже те некоммерческие проекты YC, которые управляют радикальными политическими партиями, функционируют по схеме коммерческих.
«Нам неудобно получать милостыню», — рассказывает соучредитель Sirum, другой некоммерческой программы YC, Адам Кирчер
Sirum призван помочь больницам жертвовать лишние, неиспользованные лекарства людям, которые не могут их себе позволить.
Кирчер убежден: «Мы нацелены изменить мир в ближайшие пять лет. Это не ваша старая благотворительность»
Оригинал: Fastcompany
Перевел: Аскар Нурсеитов для Newочём
Редактировал: Евгений Урываев
Так через s или с?
«Democracy» правильно. Гайз, поправьте пикчу, стыдно же, ёлки-иголки…
Stalker, Поправили. Бывает и такое)