После перерыва во вторник, дайверы погрузились в воды Яванского моря, используя каждый перерыв в непогоде для того, чтобы продолжать поиски рейса QZ 8501.
На первый взгляд, спасательная операция не особенно сложна. Яванское море неглубокое, дно у него плоское, оно вдоль и поперек исхожено кораблями, а суша окаймляет его со всех сторон.
Тем не менее, на данный момент, спасателям удалось поднять на поверхность только 37 тел. Останки 162 пассажиров и экипажа, которые предварительно считаются погибшими, все еще находятся внутри фюзеляжа Аэробуса А320-200, который исчез с радаров через 42 минуты после того, как вылетел из индонезийского портового города Сурабайя в Сингапур 28 декабря.
Однако с начала поисков прошло 10 дней, но никто не знает, где находится этот фюзеляж, равно как и черные ящики. (Хотя, если хвостовую часть самолета действительно нашли, то в ней, скорее всего, черные ящики и лежат, поскольку именно там их обычно размещают.)
Так почему же поиски самолета идут так медленно и тяжело, вода ведь всего 130 футов (40 метров) глубиной?
Все дело в погоде, если точнее – в жесточайшем зимнем муссоне, из-за которого Яванское море превращается в мутный, бурлящий суп. К слову, если бы самолет разбился летом, скажем, в августе, то в тихий и светлый день обломки можно было бы заметить сквозь толщу воды даже невооруженным взглядом.
«Худшего времени для падения самолета не придумать», говорит Эрик ван Себилль, океанограф из сиднейского Университета Нового Южного Уэльса.
Яванское море, если говорить с геологической точки зрения, вообще не является морем, настолько оно мелкое, его можно считать разве что частью континента. Во время последнего Ледникового Периода вся эта местность была покрыта лесами и находилась выше уровня моря. «Представьте себе: 20,000 лет назад тут обезьяны по деревьям прыгали, а сейчас здесь море», говорит ван Себилль.
Это значит, что на дне моря не только камни, там есть тонкий слой из органического материала, который часто поднимается на поверхность из-за волн. Прибавьте к этому муссонные дожди, из-за которых реки на соседних островах наполняются водой. А ведь эти реки текут в океан и несут с собой ил и грязь.
Именно поэтому в воскресенье дайверы временно прекратили поиски – видимость была нулевая. Также неудивительно, что четыре больших объекта, обнаруженные при помощи сонара, так и не были идентифицированы. (Один такой же «подозреваемый», найденный ранее, оказался коралловым рифом.)
На мелкой воде и волны формируются по-другому. Да, в Яванском море нет огромных валов, как в океане, однако его волны очень быстрые и крутые, при этом почти невозможно предсказать, где они возникнут. Прибавьте к этому почти никакую видимость, и становится понятно, что, залезая в водоросли, дайверы рискуют своими жизнями – ведь опасность представляют даже те куски металла, за которыми они охотятся.
«Ситуация очень опасная», – говорит ван Себилль.
Этими же условия послужили причиной того, что во вторник было решено расширить зону поисков на восток: к 18,000 квадратных миль (45,000 кв км) прибавилось еще 100,000 (260,000 кв км). Ведь туда могли отдрейфовать обломки.
Плюс, работу осложняют обломки и мусор на поверхности. Помимо того, что в Яванское море попадает мусор с весьма населенных островов (Борнео и Суматра), по нему очень часто ходят корабли, и большинство из них сбрасывают отходы в воду.
Также работу осложняют обломки кораблей и самолетов времен Второй Мировой войны, число которых неизвестно. Все обломки постоянно дрейфуют в разных направлениях, ведь, как говорит ван Себилль, «здесь нет одного сильного течения».
И хотя почти каждая морская служба мира имеет достаточно опыта и оборудования для действий в таких условиях, поиски рейса QZ 8501 начались в такой же озлобленной атмосфере, как и поиски рейса компании Malaysia Airlines MH 370, который, предположительно, канул в бездонный Индийский океан. И ни одного обломка от него найдено не было.
Как и в случае с MH 370, все пытаются как можно быстрее найти черные ящики, ведь батареи в них скоро сядут.
И хотя на место прибыли специальные корабли-локаторы, след устройств так и не найден.
«У нас мало времени, ведь через 30 дней у них кончится заряд батарей», цитирует Нуркахьё, представителя Indonesian National Transportation Agency, издательство Xinhua. «Сейчас у нас остался еще 21 день».
После еще одного дня разочарований в Яванском море, дней станет 20, а может, и того меньше, если погода не изменится.
Оригинал: http://time.com/3655320/airasia-qz8501-missing-plane-java-sea/