Технологии

Жизнь и смерть в AppStore

admin
Всего просмотров: 103

Среднее время на прочтение: 15 минут, 6 секунд

В начале прошлого года разработчик приложений Pixite провел свое неофициальное совещание на съемочной площадке фильмов в стиле Дикого Запада, недалеко от Палм Спрингс, штат Калифорния. Сотрудники компании провели несколько дней, наслаждаясь барбекю и потягивая виски на открытом воздухе, и заодно размышляли о будущем. Но 2015 год не был таким удачным, а к декабрю все мечты компании свелись к переживаниям о том, как вообще свести концы с концами. В этом году очередная неофициальная встреча прошла в офисе компании в Сан-Диего — нескольких помещениях, расположенных над парикмахерской. Принтер в офисе был сломан, поэтому программу встречи разослали по электронной почте.

«Мне жаль, что эта неофициальная встреча происходит в офисе, — начинает продолжительное собрание Юджин Канеко, один из основателей компании. Шесть сотрудников хмуро глядят в экраны своих ноутбуков на диаграммы Google Docs, демонстрирующие стабильный упадок. — Если бы с финансами было все нормально, мы бы сейчас отдыхали где-нибудь в глуши. К сожалению, это не так».

С того момента, как Канеко вместе со Скоттом Сикорой основал Pixite в 2009 году, компания выпустила восемь приложений для редактирования фотографий и дизайна. Каждое из них упоминалось компанией Apple как Лучшее Новое Приложение; редактор фотографий Tangent и приложение-инструмент для дизайна Assembly по итогам года получили награды от Apple. В период с 2013 по 2014 год количество скачиваний приложений Pixite выросло с $395 472 до $3,1 млн, и годовой доход удвоился до $943 000. С ростом доходов росла и сама компания: после того, как были найдены способы соединить приложения и увеличить количество постоянных клиентов, Pixite утроила количество сотрудников (с 2 до 6). А потом случился спад. Прошлогодние показатели загрузок устремились вниз, и доходы компании упали на треть, до $629 000. Неожиданно компания, которой необходимо было зарабатывать $2000 в день, чтобы уходить в ноль, стала приносить не более $1000 ежедневно. У Pixite нет венчурного капитала для подстраховки; за исключением $50 000 начальных инвестиций от фонда Carnegie Mellon, компания существовала только на свои доходы.

В декабре я вдруг получил сообщение от Канеко. Тогда он еще не знал, что я являюсь поклонником приложений Pixite: например, Fragment, которое позволяет применять призматический эффект при обработке фотографий, — мой любимый инструмент для редактирования. Канеко писал: «Будучи компанией, существующей на собственные средства, мы испытываем трудности. Если положение не изменится, через несколько месяцев нам придется вдвое сократить свой персонал». Юджин пригласил меня в Сан-Диего, чтобы я увидел все собственными глазами. Он пояснил, что готов поделиться со мной всеми данными и бухгалтерией; в то же самое время его команда планировала на два дня запереться в комнате и попытаться разработать стратегии выхода в плюс. Для Pixite это было вопросом жизни и смерти.

В прошлом месяце компания Apple сообщила, что с момента открытия App Store она выплатила разработчикам $40 млрд и что заслугой компании является «создание и поддержание» 1,9 млн рабочих мест в США. Более полумиллиона разработчиков системы iOS участвовали в создании приложений; проводимая Apple Всемирная Конференция разработчиков настолько популярна, что билеты приходится распределять посредством лотереи. «Благодаря Apple наша компания существует, — соглашается Сикора. — Если бы не было их, не было бы и нас». А тем временем рынок приложений все растет: согласно данным фирмы по исследованиям рынка App Annie, приложения, работающие на Android, iOS и других мелких платформах, к 2020 году смогут приносить $101 млрд ежегодно. Но посредственных приложений в App Store немного, и их количество постоянно сокращается. И легкие деньги уходят вместе с ними.

Какое-то время Pixite была блестящим примером компании, появившейся благодаря экономичной стратегии. Как и многие другие разработчики, ее основатели взяли изначально второстепенный проект и сделали его своим основным местом работы. Но нынешние финансовые трудности Pixite наглядно отражают серьезные перемены в отрасли, которая теперь нацелена на слияние и корпоративизацию.

Почти для всех разработчиков App Store напоминает такую лотерею: за каждым хитом вроде игры Candy Crush стоят сотни, если не тысячи приложений, чахнущих в забытьи. Приложения для крупных социальных сетей, вроде Uber, и компаний со службой подписки, как Netflix или Spotify, не теряют своего спроса. Далее идут игровые приложения: в прошлом году 85% всех доходов индустрии досталось именно им, согласно все тому же App Annie. Доход компании Supercell, лидера продаж и разработчика игры-бестселлера Clash of Clans, составил $1,7 млрд за 2014 год ($440 млн было потрачено на продвижение продукции).

Но для большой части этих разработчиков — в особенности для тех, у которых нет венчурного капитала и ловких тактик маркетинга — первоначальная модель App Store, которая предусматривает продажу приложений за несколько долларов, кажется устаревшей. В 2011 году 63 процента всех приложений были платными, со средней ценой в $3,64 за скачивание. К началу прошлого года доля платных приложений составляла 27%, а средняя цена упала до $1,27. Сегодня получение прибыли через App Store чаще всего требует сочетания покупок внутри приложения, подписки и доходов от рекламы.

В то же самое время пользовательская активность снижается. На сегодняшний день в App Store более 1,5 млн приложений (аналогичная цифра для пользователей Android — 1,6 млн), но к 2014 году большинство американцев загружали меньше одного приложения в месяц. И оказывается, что люди даже не используют те приложения, которые они скачали. Согласно ComScore, среднестатистический пользователь проводит 80% времени со своим гаджетом, пользуясь только тремя приложениями.

Новые платформы для софта, способные приносить огромные прибыли, появляются с большим опозданием, но когда это происходит, пользователи немедленно начинают заполнять их утилитами, полезными инструментами и играми. Однако такая золотая лихорадка длится недолго. «Через какое-то время темп насыщения приложениями догоняет рост количества пользователей, — поясняет Райан Сарвер, венчурный инвестор компании Redpoint Ventures. — И люди перестают искать что-то новое — у них уже есть все необходимые им приложения».

То, что приложения наскучивают пользователям, является основной причиной, по которой в прошлом году умные капиталовложения стали перенаправляться в мессенджеры и ботов, которые, как убеждены многие наблюдатели, могут стать следующей фазой в развитии Интернета. Никто точно не может сказать, умирает ли App Store. Но круг возможностей софта для пользователя сузился до неузнаваемости — до «двух беговых дорожек», как выразился Дэвид Пакман, инвестор компании VenRock.

Итак, у Pixite начинаются проблемы. Канеко продолжает говорить о мрачных показателях. «Наши наличные резервы невелики, — заявляет он. — В 2015-м в нашем распоряжении было $300 000. Сейчас на нашем банковском счете лежит всего $100 000».

Сикора просматривает несколько чартов продаж приложений компании на своем ноутбуке. «Все приложения медленно стремятся…, — протягивает Сикора, — Вниз».

Канеко и Сикора, которым сейчас 37 и 34 года, выросли в Сан-Диего, а потом перебрались на север Калифорнии, чтобы изучать технические науки. Канеко — мужчина небольшого роста, крайне энергичный; Сикора же полон спокойствия. Они познакомились уже после возвращения в Сан-Диего, когда оба занимались фрилансом и подрабатывали веб-дизайном. Клиент нанял Канеко для создания вебсайта для ди-джеев, где они могли бы продавать свои треки, а Сикора вызвался ему помочь. С тех самых пор они и сотрудничают.

Когда в 2008 году появился App Store, многие интернет-компании заняли выжидательную позицию. Google, Facebook, Amazon и Pandora выпустили несколько простых приложений, но оставалось много пространства для деятельности независимых разработчиков. В те времена владельцы iPhone требовали новых ощущений от своих телефонов, и загружали более 10 приложений в месяц, по данным компании AdMob, которую позже приобрел Google. Компания была готова платить: к июлю 2009 года Google тратил $200 млн в месяц. В первые 12 месяцев после появления App Store в него были добавлены около 65 000 приложений. Многие из них были играми, — тренд, который сохраняется и сейчас. Однако первоначальный список самых загружаемых приложений был заполонен причудливыми приложениями независимых разработчиков: хитом продаж была имитация пруда с карпами кои; в списке также присутствовал симулятор питья пива. Кроме того, процветал рынок простых утилит: среди хитов продаж был уровень (инструмент для измерения наклона поверхности — прим.Newочём), а также приложения для проверки орфографии и звукозаписи.

Почувствовав благоприятный момент, в октябре 2009 года Канеко предлагает Сикоре совместно разработать приложение для поиска загруженных в сеть изображений. Принадлежащее Google приложение Picasa являлось одной из самых популярных поисковых программ своей эпохи, но не имело приложения для iPhone, а их собственное мобильное веб-приложение работало медленно. За несколько месяцев Канеко и Сикора разработали необходимый продукт для Picasa, используя их общедоступный API, и выставили приложение на продажу в App Store.

Непревзойденная камера iPhone наплодила поколение смартфоновых фотографов, и благодаря тому, что iPhone давал разработчикам доступ к своей камере, категория фотографии в App Store очень быстро стала популярной. Многие из этих приложений включали инструменты, которые в конце концов стали неизменными элементами системы iOS: утилиты кадрирования, вспышка, эффекты HDR, и пересылка фотографий через Bluetooth. Еще один ряд утилит был направлен на выкладывание фотографий в сеть, например, просмотр и загрузка изображений на Flickr.

Именно в этой последней категории Канеко и Сикора увидели потенциал — и он оказался еще бóльшим, чем они себе представляли. Они надеялись, что приложение Web Albums стоимостью в 99 центов будет приносить пару долларов ежедневно, пока они работают над другими проектами. Вместо этого, за первый полный год, проект принес $130 000 дохода.

«Первой реакцией было: „Здорово! Если это приносит так много денег, значит надо заняться этим вплотную“, — вспоминает Сикора. — А следующей мыслью становится: „Наверное, больше не стоит заниматься фрилансом“. Потом я начал избавляться от клиентов. Должен признать, это был потрясающий путь перемен»

Web Albums было простым приложением, но удивительно прибыльным. Оказалось, что онлайн-приложение Picasa не позволяло пользователям просматривать более 100 фотографий в альбоме; Web Albums не имело такого ограничения. Разработчики всего лишь стремились сделать программу эффективной — в результате она получилась превосходящей все остальные. В отсутствие конкуренции, Web Albums стало номером один в списке приложений для Picasa — неоценимый фактор для роста продаж. Простая идея, претворенная в жизнь профессионально и со вкусом, теперь приносила доходы двум компаниям.


Слева направо: Бен Геррет, творческий директор; Юджин Канеко, управляющий по продукции; Скотт Сикора, главный разработчик

Но так было недолго. Они знали, что так будет недолго. Разве неясно, что разработчики в Google уже трудятся над своей версией Web Albums, и что это уничтожит их продажи в одно мгновение? (На самом деле, это произошло только в середине 2015 года, когда было выпущено Google Photos). «Нас просто сравняют с землей, и мы никогда не оправимся», — вспоминает свои опасения Канеко. Это поставило компанию Pixite в странное положение. «Обычно в бизнесе деньги вкладывают в главный источник доходов. — объясняет Сикора. — А в нашем положении мы думали: „Нам нужно перестать тратить на это время, заставить себя отступить и придумать, что делать дальше“». Канеко и Сикора учредили Pixite — гибрид слов «pixel» and «excite» («пробуждать, волновать» — прим. Newочём ) — и начали размышлять над дальнейшими действиями.

Ответ они нашли в коворкинге в Сан-Диего — в лице человека по имени Бен Геррет. Геррет был дизайнером и разработчиком-самоучкой, а еще специалистом по компьютерной графике. Он разработал что-то вроде креативного инструмента, который в результате стал определяющим для Pixite. Deco Sketch позволяло пользователю рисовать простые формы и анимировать их. Приложение никогда не приносило реальной прибыли, но оно позволило Геррету наладить связи с разрастающимся сообществом iPhone-фотографов и пользователей Instagram. К 2013 году Геррет уже работал в «креативном» коворкинге 3rdSpace в Сан-Диего, где Pixite основала свой центр продаж.

После запуска Web Albums Pixite стремилась повторить свой успех, и выпустила ряд аналогичных фото-утилит. С 2010 по 2012 год, пока мир технологий только осваивал идею исходных приложений, компания уже разработала и создала целый ряд малопривлекательных инструментов просмотра и загрузки изображений для Facebook, Flickr, и Dropbox. (Оптимизма ради стоит заметить, что в 2011 Pixite также разработала приложение для перемещения своих фотографий из Facebook в тогда еще никому не известный Google+)

Для App Store это была эпоха безумного расширения и огромного влияния на культуру. В 2010 году App Store разросся до 225 000 приложений, а Американское общество по изучению диалектов объявила «app» словом года. Supercell был основан в том же году в Хельсинки; спустя два года их игры приносили доход в 2,4 млн долларов в день. Запустился Uber, ставший толчком к развитию новой категории востребованных услуг. В следующем году магазин приложений отпраздновал десятимиллиардную загрузку. Интерес венчурных инвесторов к экономике приложений возрастал соответствующе. Kleiner Perkins Caufield Byers, одна из авторитетных компаний венчурного капитала в Кремниевой долине, увеличила свои инвестиции до 300 млн долларов в 2011 году. Одно из этих вложений, трехлетние игроделы Ngmoco, было продано японской DeNA в том году за $400 млн.

Амбиции Pixite были поскромнее. Web Albums составляло наибольшую долю бизнеса, но доходы росли: с 130 086 долларов в 2010 году до $368 тыс. спустя два года. В компании 3rdSpace успех компании не остался незамеченным. «Я так и сказал: эти ребята — то, что надо. Они делают деньги, создавая приложения!» — рассказал Герретт.

Герретт намекнул Канеко и Сикоре на приложение, которое бы пошло дальше простого просмотра и загрузки фото, позволяя производить с ними творческие манипуляции. В то время целевая аудитория такого приложения — фотографы на iPhone — начали накладывать простые черно-белые геометрические формы поверх своих фото для повышения их рейтинга на Instagram. Но это было сложно: требовалось загрузить изображения из Dropbox на телефон, потом наложить их на свои изображения уже в другом приложении. Герретт предложил создать приложение, в котором формы существовали в качестве фильтров, что позволило бы обрабатывать их и выкладывать прямо на Instagram. Приложение Tangent, которое получилось из предложения Герретта, было завершено спустя три месяца.

Приложение стало рекомендованным в App Store — очень ценная и при этом бесплатная промо-акция, о которой мечтают все разработчики. Было продано немного-немало 1,3 млн копий. За ним последовали два еще более творческих приложения. В конце 2013 года Apple объявили Tangent одним из лучших приложений года. Компания продала еще около 400 тысяч копий, выручив $461 605.

Своими доходами компания продемонстрировала историю поразительного успеха. Но путь, избранный основателями Pixite, аукнется им впоследствии. Ошибки кажутся очевидными в ретроспективе: в Pixite разрабатывались программы, которые неудобно расположились между профессиональными инструментами для дизайнеров и приложениями для любителей новизны. Они не смогли создать уникальный бренд, делая вместо этого имена приложений несвязанными с теми, что выходили до них. Все приложения, кроме Web Albums, было сложно найти при использовании поиска в App Store, а компания никогда не вкладывалась в рекламу. Pixite оставалась верной использованию бизнес-модели единовременной покупки, что привело к постоянным взлетам и падениям, возникающим при каждом новом запуске и означавшим единовременный скачок доходов, за которым следовало скоротечное падение.

Необязательно все должно было произойти именно так. Lightricks — израильская компания, в некотором отношении похожая на Pixite. Они также разрабатывают инструменты для обработки фото, дают им узнаваемые названия и продают за несколько долларов за штуку. Но Lightricks также потратили годы на создание своих знаковых приложении, FaceTune и Enlight, а также много вложили в маркетинг. Они написали программу, чтобы определить, сколько необходимо потратить на рекламу в Facebook, чтобы остаться в списках бестселлеров, где дополнительные просмотры приводят к дополнительным продажам. Руководит их маркетинговой стратегией сооснователь компании, который раньше работал в сфере искусственного интеллекта, а команда отдела маркетинга в основном состоит из инженеров, которые управляют десятками рекламных кампаний по всему миру сутками напролет.

Результат: FaceTune, приложение для селфи стоимостью $3,99, было загружено более трех миллионов раз в первые два года и стало шестым приложением в App Store по величине валового дохода в 2014 году. Enlight, универсальный фоторедактор с широким выбором фильтров и эффектов, стал почти таким же успешным. В течение прошлого года Lightricks наняли 45 человек, были на пути к годовому доходу в $10 млн, и получили еще $10 млн от инвесторов.

Тем временем подход к делу Pixite сделал его уязвимым к еще одному виду рисков бизнес-модели по продаже платных приложений — к риску провала. Pixite нацелились выпускать по приложению в квартал — это три месяца на дизайн, написание кода и поставку каждого продукта. Это ограничивало размах возможностей приложений. А когда разрабатывается только четыре приложения в год, неудачный продукт может стать катастрофой.

Компания получила этот урок в 2014 году, когда выпустила Shift, запоздавший продукт для наложения цветовых фильтров на фото. Проведя четыре месяца в разработке, оно принесло только $24 000 дохода, что покрыло меньше 1/8 от всех затрат. И это несмотря на тот факт, что оно стало одним из двух приложений, разработаных компанией также и для Android — действие, которое еще приведет к значительным продажам.

Но все-таки для Pixite 2014 год завершился с 3,1 млн загрузок и почти $1 млн дохода. Это станет пиком продаж для компании.


Pigment, приложение-раскраска от Pixite

В конце года Канеко сообщил некоторые новости: Pixite договорилась об открытии кредитной линии с банком-партнером, что позволит компании брать средства в долг, если она не сможет покрыть расходы.

В 2015 году появились на свет два новых проекта, которые не смогли стать хитами. Source — амбициозная попытка открыть сайт для художников, где они бы размещали работы, созданные при помощи приложений от Pixite, — еле держался на плаву. Assembly, инструмент для векторного дизайна, тоже испытывал трудности.

Команда надеялась, что Source будет продвигать работы художников и тем самым вдохновит новое поколение фотографов-любителей творчески использовать приложения Pixite для обработки собственных фотографий. Но падающие продажи во время разработки Source вызвали панику, и работа остановилась. «Продажи упали до тысячи долларов в день, и все мы задались вопросом: „Твою мать, что нам теперь делать?“ нам пришлось на время остановить работу над сайтом. Мы зарабатывали деньги, лишь делая приложения», — сообщил Герретт.

Появление сервиса Google Photos в мае 2015 стало контрольным выстрелом в голову Web Albums. Имея в банке средства, на которые можно бы было работать в течение трех месяцев, и понимая, что действовать надо срочно, Pixite, делая ставку на повальное увлечение раскрасками для взрослых, вложили все свои ресурсы в разработку нового приложения. Pigment, бесплатное для загрузки и предлагающее платную подписку для получения новых раскрасок, позволяет пользователям при помощи набора кистей пальцами раскрашивать пейзажи, геометрические фигуры и персонажей.

На сегодняшний день около 740 тысяч пользователей скачали приложение. Доход от подписки дал компании временную передышку. Но под конец этого года количество загрузок уже снижалось, и компания-конкурент Colorfy занимала лидирующие позиции в поисковых запросах. Было непонятно как обратить этот спад.

«Зачем нам нужна постановка задач?» — спрашивает Герретт. Идет второй день деловых встреч, и команда Pixite задействована в самом корпоративном из занятий: пытается объяснить цель компании в одном предложении. В отличие от большинства компаний, Pixite предпочитает обозначать новую цель каждый год. «Предполагается, что это укажет нам направление деятельности», — говорит Канеко, рисуя на маркерной доске. В течение предыдущего дня Канеко пытался набросать приоритеты компании на год. Наверху: «Делать высококлассный продукт, который уважают люди». И сразу под этим: «Финансовая стабильность».

В следующие полчаса проясняется миссия компании. «Делать инструменты, которые расширяют возможности художников» потихоньку превращается в «создавать удобный пользовательский интерфейс и ресурсы для творчества для вашего внутреннего художника». Затем Канеко записывает три ключевых момента, вынесенные в течение прошедшей недели: найти устойчивую бизнес-модель на долгосрочный период. Сфокусироваться. Усовершенствовать маркетинговую систему.

«В прошлом году мы находились на очень хорошей финансовой позиции, и это было очень идеалистично. Мы гораздо больше говорили о пользователях», — говорит Райан Хартер, Android-разработчик в Pixite.

«В этом году мы, возможно, слишком сосредоточены на сохранении компании в живых — добавляет Сикора. — Ну ладно, не слишком».

Команда нервно посмеивается.

Вернувшись в Сан-Франциско, я встретился с Даниэль Левитас, старшим вице-президентом по исследованиям в App Annie. «Я верю в будущее приложений», — заявила она. Левитас считает, что до 2020 года, загрузки неигровых приложений увеличатся в четыре раза по всему миру. Но эти цифры скрывают радикальное измение экономики приложений: большая часть роста придется на иностранные рынки. А магазины приложений контролируются компаниями-гигантами: согласно данным ComScore, Facebook и Google производят восемь из десяти самых популярных приложений. В Соединенных штатах, где более 75 процентов жителей уже пользуются смартфонами, количество приложений приближается к точке насыщения. Соответственно, затраты на получение новых пользователей возрастут. Реклама, позволяющая пользователям напрямую устанавливать приложения, может стоить от $4 до $15 за человека. Если ваше приложение изначально стоит всего $2, о рекламе можно даже и не думать.

Если существует путь вперед для независимых разработчиков, то он должен начинаться с твердого понимания цели. Со стороны может казаться, что Pixite не может этого осознать. В основе этого напряжения лежит разногласие среди основателей Pixite. Канеко хочет сосредоточиться на построении инструментов для дизайнеров-профессионалов, а Сикора уверен, что существует гораздо большая аудитория тех, кто ищет возможность поиграть со своей креативностью. Если приложения Pixite могут помочь росту этого рынка, говорит Сикора, он же может и захватить большую его часть для себя.

Если не считать гейминга, на рынке приложений сейчас больше всего ценится полезность. Возьмем случай Omni Group — очень уважаемый разработчик, занимавшийся созданием приложением для повышения продуктивности еще во времена NeXT. Их приложения для iOS стоят от $30 за гибкий инструмент для письма OmniOutliner до неслыханных $75 за OmniPlan, менеджер проектов. Кен Кейс, основатель и CEO Omni Group, говорит, что iOS — это самая быстрорастущая часть дохода компании. «Стратегически очень важно быть там. Это также важно для продвижения продукта», — отзывается он об iOS.

Но все же, добавляет он, на iOS не приходится основная доля дохода компании. Большинство продаж все еще выпадает на программы для персональных компьютеров. Но Кейс, по большому счету, оптимистичен относительно App Store: продавать программы всегда было трудно, говорит он. «Касательно того, сколько люди готовы тратить, сейчас ситуация не хуже, чем было до этого. Рынок людей, готовых отдавать деньги за программы и чувствовать, что оно того стоит, до сих пор где-то вдалеке». (Если верить разработчикам, две вещи могут помочь их бизнесу стать более крепким: бесплатные пробные периоды и платные обновления.)

Необходимые для работы инструменты, вроде тех, что делает Omni Group, навсегда останутся на наших рабочих столах. Но другие приложения требуют большего количества скачиваний, чем когда-либо. «Раньше если вы достигали больше 10 млн активных пользователей в месяц, это было невероятно. Сейчас у вас может быть 40–50 млн пользователей, и все равно останется вероятность провала. Меня больше не удивляет способность приложения прорвать звуковой барьер и достучаться до своего пользователя», — рассказывает Райан Сарвер из венчурной компании Redpoint.

В Pixite пытаются думать о хорошем: благодаря Pigment компания получает достаточно, чтобы не быть в убытке. Но уже прошло два месяца 2016 года и неизвестно, как долго люди будут готовы обновлять свои подписки в Pigment. График скачиваний приложения выглядит как и графики других приложений Pixite: резкий рост при запуске, за которым следует постепенный спад. Для жизнеспособности компании нужно больше скачиваний. «Количество загрузок действительно обвалилось. Нам кажется, что требуется в десять раз больше, чем сейчас», — говорит Канеко.

Недавно компания наняла бизнес-тренера, чтобы он помог переосмыслить ее миссию (опять). Канеко взялся за руководство маркетингом компании, и теперь планируется первая рекламная кампания в этом году. В конечном итоге увлечение книжками-раскрасками пройдет. Но если оно поможет Pixite хотя бы на время понять бизнес, основанный на подписках, то эти книжки могут стать спасительной возможностью, которая приведет компанию к другому продукту. Как это сделали Web Albums в 2009 году.

Или Pixite может окончательно забросить создание собственных приложений и постепенно переключиться на приложения, заказываемые другими людьми. Рынок программного обеспечения поддерживает фрилансеров и предпринимателей-одиночек. Ситуация благоприятна и для больших стартапов, финансируемых венчурными инвесторами. Но спасение утопающей команды из шести человек никогда не казалось сложнее. «Сейчас кажется, что рынок сжимается до небольшого количества победителей, которые снимают все сливки. Удержаться будет еще сложнее, чем это уже сейчас», — говорит Сарвер.

На базе отдыха, после ужина в пабе при пивоварне, команда выдвигается на поиски выпивки. На дворе идеальный вечер в Сан-Диего: прохладный и свежий, а в воздухе витает чувство оптимизма. Команда обзавелась обновленным ощущением сконцентрированности и чем-то, напоминающим план. Этот год не станет последним для Pixite. Но все равно чувствовался конец чего-то. «Давайте идти, пока не дойдем до океана», — предлагает кто-то, и они выдвигаются в сторону пляжа.

Frank bi avatar 200x200Автор: Фрэнк Би.
Оригинал: The Verge.

Перевели: Юрий Гаевский и Александр Поздеев.
Редактировали: Роман Вшивцев, Евгений Урываев и Артём Слободчиков.