Технологии

Грядет новая волна инноваций в образовании. Какой она будет?

admin
Всего просмотров: 81

Среднее время на прочтение: 4 минуты, 27 секунд

Скажу прямо: мало сфер подает столько надежд и приносит столько разочарований, как это происходит с инновациями в образовании.

Образование является, возможно, самой важной областью в современном обществе, не при этом самой непонятной, несмотря на невероятное количество вложений от государства и венчурных инвесторов. Почему обучающиеся продолжают ходить на занятия или берут онлайн курсы? Как надо направлять студентов именно к тем знаниям, которые им необходимы?

У нас могут быть какие-то отдаленные представления и догадки, но нам все еще не хватает глубокого анализа.

Это действительно огорчает. С развитием Интернета кажется, что образование находится на пороге революционных изменений. Однако никого не удивит, если вы не увидите разницы между тем, как обучают в наше время и как это делали 20 лет назад.

Я попытался решить этот вопрос в двух своих предыдущих эссе о том, что нам предлагают современные университеты, и как мы будем учиться в будущем. Со временем становится все очевиднее, что мы просто игнорируем человеческий фактор в образовании, заменяя его представлениями в духе «достаточно дать им планшеты, и они сами всему научатся».

Следующая волна образовательных инноваций не будет результатом того, что мы дадим технологиям решить эту проблему. Наоборот, она будет решена путем глубокого вовлечения людей, которым будет предоставлена возможность взять образование под свой контроль.

В прошлом месяце я общался с двумя представителями противоположных взглядов на развитие образования. Джоди Голдштейн (Jodi Goldstein), которая в этом месяце стала главой инновационного центра по развитию стартапов в Гарвардском университете, говорила о перспективах и трудностях развития предпринимательского мышления у студентов старейшего университета Америки.

Мэттан Гриффел (Mattan Griffel), основатель OneMonth, образовательного онлайн-стартапа с платной подпиской, подходит к проблеме с другой стороны, переосмысливая образование в сети с точки зрения негативных последствий огромного количества массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

«[Онлайн-образование] в некотором роде превысило свою нынешнюю эффективность и все обсуждают, что произойдет, если всё так будет продолжаться, однако технологии еще недостаточно развиты»

Два этих новатора, вместе со многими другими, начинают формировать следующую волну инноваций и, вероятно, в процессе они изменят наше общество.

Преобразование, а не разрушение

Эта «новая волна» привела к одному любопытному изменению мышления — более трезвому взгляду на вопрос о том, что делать с уже существующей инфраструктурой образования. Пока такие люди как Питер Тиль (Peter Thiel) предрекают конец университетам, реальность такова, что благодаря своему статусу и денежным вложениям многие университеты уцелеют и даже будут процветать в онлайн эпоху.

Другое интересное изменение, предстоящее университетам, заключается в том, что срок обучения не будет таким фиксированным, как сейчас. Пока мы шли по новым частям инновационного центра Гарварда, Голдштейн отметила, что центр, «теплица» для выпускников университета, начала работать с большим количеством студентов всего за первые месяцы своего существования.

«Интерес и спрос был огромен, и мы образовали сильное объединение вместе со студентами, поддерживающими друг друга»

Раньше студенты, закончившие университет, должны были покинуть его, но благодаря инновационному центру они могут поддерживать связь со своей альма-матер. В первый год своего существования, в центре было около 50 команд бывших выпускников, которые заняли 3000 квадратных метров в кампусе Гарварда в районе Элльстон (Allston), штат Массачусетс.

Мэттан Гриффел, рассуждая о методологических изменениях в образовании, убежден, что большие исследовательские университеты не слишком изменятся в ближайшем будущем из-за новых онлайн-проектов.

«Четырехлетняя программа, как известно, изменит очень мало в следующие 10 лет»

Наоборот, он видит большой культурный сдвиг к такому непрерывному образованию, которое пытается продвигать среди своих студентов инновационный центр Гарварда.

«Мы знаем, что профессиональные навыки изменяются все быстрее и быстрее, поэтому важно обучить людей тому, как они могут им научиться»

Гриффел уверен, что с таким подходом OneMonth может помочь существующей системе.

«Мы не пытаемся заменить Гарвардский университет. Пройдет много времени, прежде чем можно будет увидеть человека, указывающего OneMonth в резюме, поэтому мы больше ориентируемся на профессиональные умения»

Гриффел видит ошибку в большем внимании студентам, а не преподавателям. Пока образовательные инновации постоянно делают акцент на обучающихся, для переосмысления образовательного процесса поддержка преподавателей может быть так же важна, или даже важнее.

«Нам необходимо изменить роль преподавателей. Какого рода людей мы считаем преподавателями? Как повысить их положение в обществе?»

Гриффел полагает, что из них можно сделать «рок-звезд» и обеспечить им новые перспективы в профессии.

Гуманитарные науки в эпоху технологий

Мало о чем преподаватели и студенты спорят так же рьяно, как о будущем гуманитарных наук. Зачем изучать английский язык или искусство в мире, где трехмесячный курс программирования в перспективе может полностью изменить зарплату и количество предложений по работе?

Джоди Голдштейн рассуждает об этой сложной проблеме поддержания баланса между традиционной ролью университета и более экспериментальными программами инновационного центра.

«Я рада, что мы не пытаемся изменить программу обучения. У Гарвардского университета это и так хорошо получается»

Напротив, Голдштейн считает перспективным, когда студенты, выступая своего рода «послами», изучают дело предпринимательства, а затем со своими знаниями идут в другие институты Гарвардского университета. Любопытно, что только 30% студентов инновационного центра обучались в других университетах.

Голдштейн пришла в инновационный центр в 2011, и ее миссией стал поиск способов привлечения нетрадиционных предпринимателей. Вот почему этот центр стал не только предоставлять пространство и стартапы, но и создавать, как она говорит, «структурированные возможности для предпринимательства».

Примером этого может служить программа, осуществляемая вместе с IDEO, — будущий инновационный центр. В нем студенты учатся по программе, ориентированной на проектировочное мышление, которая была разработана известной консалтинговой проектно-конструкторской фирмой, специализирующейся на стартапах и работающей над возникающими у них проблемами. В прошлом году по такой экспериментальной программе училось 16 студентов.

Гриффел оптимистично настроен касательно будущего гуманитарных наук и убежден, что в случае стартапов, нужно думать о том, как развивать критическое мышление.

«Я думаю, что нас дурачат. Нам говорят, что выбор у нас такой: профессиональное или критическое мышление. Но если посмотреть, что это за критическое мышление, оказывается, что это просто набор навыков, которым обучают»

Гуманитарные науки помогают справиться с постоянными изменениями профессиональных навыков, которые необходимы, чтобы выжить в какой-либо отрасли.

«Гуманитарный подход заключается в том, что мы не знаем, чему нам придется обучать людей в будущем, поскольку мы не знаем, какие в будущем будут профессии»

Однако это не значит, что университеты не должны менять свою методику.

«Это становится не так важно, когда образование — непрерывный процесс, а не просто момент в жизни»

Поиск новой волны

Сейчас ясно одно — слияние онлайн-образования с обычным станет основой для развития образовательной системы. Люди — это социальные существа, поэтому недостаточно посадить их перед компьютером и надеяться, что они усвоят знания.

Однако в то же время, нам нужно изменить наше представление о том, какой может быть идеальная форма образования. Теоретическое знание должно быть дополнено практическим с учетом потребностей каждого студента. Гриффел утверждает:

«Мы пытаемся создать технологию, которая отражает лучшее, и стараемся изменить в глазах студентов и всех остальных представление о роли образования в жизни»

Станет ли доминировать практическое обучение или обучение в Сети, следующий виток развития образования наверняка будет не особенно революционным и привлекательным, но в то же время он, вполне возможно, просто будет работать.

Автор: Дэнни Кричтон, который пишет о всяческих инновациях и даже пару наград имеет.
Оригинал: TechCrunch

Перевела: Екатерина Евдокимова
Редактировали: Артём Слободчиков и Евгений Урываев