Общество

Вещи — тоже люди

admin
Всего просмотров: 39

Среднее время на прочтение: 3 минуты, 43 секунды

Если вы думаете, что эта статья писалась с замыслом создать исторический документ, за который меня в будущем наградят наши повелители-роботы, вы не совсем угадали.

Чтобы избежать ненужных волнений на тему Терминатора, давайте сузим понятие «вещей» до устройств, дающих нам и нашим близким свет, удобства и безопасность, а также транспортных и развлекательных технологий. В общем, до вещей, созданных, чтобы нам проще было быть людьми.

Несколько лет назад мой тостер решил перевыполнить план. Вместо того чтобы просто поджарить мои печеньки, он решил заодно поджарить мои шкафчики, кухонный стол и занавески. По правде сказать, поджарилась почти вся моя кухня. Главная причина, по которой эта штука перестаралась и подожгла мой дом — недостаток коммуникации. Она не могла поговорить с моим дымовым датчиком, с розеткой, от которой питалась, и не могла сказать мне, что зашла слишком далеко. Я не винил свой тостер, кроме как за то, что печенья пережарились больше обычного.

Вместо этого вина ложится на создателей этих «вещей». Тостер и дымовой датчик оба заняты в сфере огня. Как по мне, было бы логично, если бы они по умолчанию выручали друг друга. В итоге я стал думать, почему они этого не делают и как могли бы делать.

Мы давно признали, что электроприборы понимают математику лучше наших самых одаренных ученых. Стоит ли удивляться, что мы стали использовать математику в качестве универсального языка «вещей». Теперь, когда все стороны нашей жизни стали связаны с болтливыми микросхемами, обменивающимися нулями и единицами, мы тоже хотим принимать участие в их беседах. Ну или как минимум пользоваться краткими пересказами их бесед и влиять на их решения.

Однако мы по большей части не разбираемся в математике, да и не особо хотим. Но мы разбираемся в смеси математики и нашего родного языка. Мы зовем ее Интернетом. Да, тот самый Интернет, который дает нам шпионить за детьми в соцсетях и совершать сомнительные онлайн-покупки в 2:34 ночи.

И тут появляется Интернет Вещей. Есть же в этом смысл, правда? Если мы не хотим учить новый язык, пусть другие учат наш. Так уж мы, люди, склонны поступать. Но это не так уж просто, потому что мы создали все эти вещи с микросхемами по своему образу и подобию, а точнее, образам и подобиям. А именно — научили разную математику отвечать за разные вещи. Большая часть вещей, говорящих математикой, не умеет общаться с другими вещами, изъясняющимися ею же. Ох, какую же запутанную паутину мы сплели! И продолжим плести, если не изменим направление движения.

Вместо того чтобы воспринимать это трудное техническое положение, в котором мы оказались, как проблему, мне кажется, мы должны воспользоваться отличной возможностью улучшить отношения между нами и нашими вещами и в итоге примирить человека и машину.

Чтобы максимально использовать эту возможность, давайте начнем с того, что изменим наш взгляд на мир. Перестаньте смотреть на свои «вещи» как на… вещи. Вместо этого воспринимайте их как людей, а точнее, своих подчиненных. Если вы проведете эту простую параллель, то ваше представление о взаимодействие с вещами — своими или чьими-то еще — кардинально изменится.

Возьмем коммуникацию. Вместо того, чтобы быть вынужденными пользоваться отдельными приспособлениями для разговора со всеми вашими вещами, представьте, что можно использовать с ними те же социально-коммуникативные приспособления и нормы, что и в общении с людьми. В конце концов, для того, чтобы поговорить с подчиненными, вам не нужно для каждого пользоваться отдельным приложением на телефоне.

Хотите, чтобы какая-нибудь вещь вас услышала? Поговорите с ней, отправьте ей твит, емэйл или сообщение. Хотите, чтобы вещь выполнила некое задание в определенный день и час? Запрограммируйте ее через календарь Apple или Google. Хотите как-то выделить вещь для себя? Отметьте ее тегом.

Это новое мышление может распространяться не только на простое общение. К электронным подчиненным великолепно применяются уже устоявшиеся системы понятий.

Например, в этом понимании уместно говорить об иерархии управления. Было бы странно, если бы каждый «подчиненный» болтал с исполнительным директором о любой мелкой детали. Вместо этого между вами и «вещами» могут быть поставлены менеджеры, которые кратко излагали бы вам наиболее важную информацию. Идея такой иерархии не нова. Системы безопасности предоставляют огромное количество таких сенсоров, упрощенных до единственного показателя «безопасно/небезопасно».
Хотите, чтобы на вас работала новая вещь? Наймите ее, или пусть ее нанимает ваш менеджер. Какая-то вещь не выполняет свою работу? Увольте ее. Выкиньте. Замените.

Чем больше мы изучаем этот новый способ мышления, тем больше моделей взаимодействия мы видим. Одна из них — оценка наших вещей-работников по параметрам качества, надежности и ценности предоставляемой информации через систему обратной связи.

Эта обратная связь может осуществляться различными способами, например, через проявление большего интереса к определенному типу информации по сравнению с другими, или через периодическое оценивание устройства или информации в зависимости от их ценности для организации вашего дня. Этими оценками можно делиться не только с этой вещью, но и с более широкой сетью — менеджером вещи, поставщиком, производителем и даже другими директорами и менеджерами, собирающимися нанять такую же вещь.

Конечно, это только поверхностный взгляд на то, как могут взаимодействовать углеродный и кремниевый виды жизни. Но этого уже достаточно, чтобы вы стали по-другому думать о своем тостере. Пользуясь прекрасным слоганом, который подарила нам в этом году Microsoft, «поменяв свой взгляд на мир, можно поменять мир, на который вы глядите». Это определенно то, что мы, индустрия Интернета вещей, должны сделать, чтобы справиться с задачами, которые наши кремниевые работники предоставляют нам в областях взаимодействия, надежности и простоты использования.

Последнее, что я хочу сказать, пока меня не заклеймили как кремниефила, вещи — не люди. Стоит только оглядеться вокруг, чтобы понять, как нам еще далеко до кухонных принадлежностей, начинающих полыхать огнем из вредности или злобы. Тем не менее я предполагаю, что, в то время как объективизация людей — это зло, возможно, нам стоит хотя бы немного «очеловечивать» объекты.

Автор: Джим Хантер — главный ученый и пропагандист технологий в Greenwave Systems.
Оригинал: TechCrunch
Перевел: Кирилл Козловский для Newочём
Редактировал: Евгений Урываев