Общество

Почему в Японии до сих пор используют кассеты и факсы

admin
Всего просмотров: 239

Среднее время на прочтение: 3 минуты, 25 секунд

Японцы любят роботов, но до сих пор пользуются факсом в офисе. Фото: Getty Images

Считается, что Япония — страна роботов и высокотехнологичных гаджетов, бесспорный лидер в сфере производственных инноваций.

Но техническое оснащение многих японских офисов совершенно не соответствует нашим ожиданиям.

Здесь все еще можно встретить регулировщика на дороге, а в крупнейших компаниях может использоваться оборудование 10-летней давности.

В мелких магазинах офисного оборудования продают магнитофонные кассеты и факсы — помните такие? Даже в таких продвинутых компаниях, как Sony, все еще пользуются факсом.

«Большинство японских компаний отстают от иностранных на 5-10 лет в плане применения информационных технологий, особенно программного обеспечения», — отмечает Патрик Маккензи, директор компании Starfighter, специализирующейся на разработке ПО. Представительства компании расположены в Токио и Чикаго

«У технического развития очень долгий путь»

В Японии изобрели сверхскоростной пассажирский экспресс, но продолжают пользоваться услугами регулировщиков. Фото: Associated Press

Все это может показаться странным для страны, в которой изобрели первую в мире систему бесконтактной оплаты, «поезда-пули» и Sony Walkman.

В Японии вы можете оплатить что-нибудь с помощью телефона, но там почти никто не пользуется электронными кошельками; то же можно сказать и про общение в Skype в офисе или про популярные сейчас облачные хранилища, такие как Dropbox.

И все же, интернет-инфраструктура Японии считается одной из самых лучших в мире.

Факс, написанный от руки

Йоцзи Отокоцзава, президент компании Interarrows, предоставляющей услуги по IT-консалтингу (штаб-квартира в Токио), убежден: в Japan Inc. (Обобщающее название всех компаний Японии после 1980-х — прим. Newочём) такая ситуация с компьютерной грамотностью сложилась только потому, что ведущую роль в стране играют малые предприятия, а не международные корпорации.

«Вы должны понимать, насколько МСП (предприятия малого и среднего бизнеса) важны для японской бизнес-среды», — отмечает Отокоцзава

Из 4,2 млн японских компаний 99,7% относятся к МСП (по данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии). Получается, что третья по величине экономика мира существует благодаря малым предприятиям, а промышленные гиганты, известные всему миру, далеко не так важны для нее.

По словам мистера Отокоцзавы, «зачастую эти МСП довольно консервативны, а то и совсем явные луддиты. Для связи они используют обычную почту или факс. Мы нередко получаем факс-сообщения, написанные от руки — значит, фирма не использует даже текстовые редакторы типа Word».

Бюрократия

Оказывается, даже крупные современные компании отстают в плане внедрения технологических новинок, хотя такой консерватизм не так уж удивителен для страны, где нормой считается преданное служение одному работодателю.

«Рано или поздно вы привыкаете к тому, что в компании, которая славится передовыми технологиями, сотрудники используют электронную почту 1997 года», — анонимно сообщил в Twitter сотрудник известной японской технологической фирмы

Пользователь Twitter под ником Hopeful Monster рассказал ВВС о том, как противоречиво его компания относится к технологиям в офисе.

«Для внутренней электронной переписки мы использовали Cyboz, где можно было передавать только текстовые сообщения; нам выделялось очень мало свободного места на сервере, так что каждый месяц приходилось удалять и/или перемещать старые сообщения»

Подавляющее большинство фирм в Японии — малые предприятия, а не технологические гиганты. Фото: Thinkstock

Хранение данных на дисках, отправка их обычной почтой или предоставление в письменном виде — все это поощрялось менеджерами.

Но они всячески отказывались обновлять ПО или вводить новые корпоративные инструменты, вроде Basecamp или Dropbox, — утверждает Hopeful Monster, и добавляет: «Они опасались возможных проблем, поэтому, чтобы их предотвратить, просто отказывались устанавливать новое ПО».

«Бескомпромиссные консерваторы»

«Если такое поведение руководителей типично, это может объяснить кризис производительности японских фирм», — поясняет Рошель Копп, основатель Japan Intercultural Consulting, международной тренинговой и консалтинговой фирмы, которая специализируется на бизнесе в Японии

Рошель часто бывает в Кремниевой долине и считает, что «работники в США более продуктивны, потому что у них есть доступ к лучшим технологиям, США — мировой технологический лидер».

Кассеты, устаревшая во многих странах технология, все еще продаются в японских магазинах…

Сохранение в Японии «аналоговых традиций» и отказ от цифровых технологий приводит к тому, что «компании теряют прибыль из-за недостаточной производительности», — считает мисс Копп. Она несколько лет работала на крупную японскую фирму.

«IT-отделы японских фирм слишком консервативны, они не хотят соединять свои компьютеры с внешним миром, опасаются хакеров и кражи данных, по этой же причине они боятся связываться с другими странами»

Работница офиса глобальной логистической компании в Токио сообщила нам (снова на условиях анонимности): «Японцы не спешат внедрять что-то новое в офисах».

…а на дорогах все еще работают регулировщики.

По ее мнению, их отношение к технологиям похоже на «преодолимое невежество», — то, что Олдос Хаксли описывает как «не знаем, потому что не желаем знать».

Отсюда следует, что производительность японской экономики (исключая обрабатывающий сектор и не учитывая продолжительность рабочего дня) является худшей среди стран ОЭСР и достигает только половины производительности США.

Люди – не роботы

Следуя идее Мартина Форда, автора книги «Восстание роботов», чем сложнее информационные технологии, тем скорее они могут заменить вас.

Поэтому, несмотря на мировую репутацию «любителей высоких технологий», корпоративная Япония, очевидно, противится автоматизации и отдает предпочтение людям, а не машинам. В конце концов, эти факсы не восстанут.

Такая корпоративная политика держит безработицу в стране на уровне 3,4%, но также снижает производительность, не говоря уже о предприимчивости.

Тем не менее, вряд ли это сможет остановить развитие искусственного интеллекта, ведь во всем мире роботизация и автоматизация постепенно переходят от производственной экономики к интеллектуальной.

Между тем, корпоративная Япония продолжает этому противостоять.

Автор: Майкл Фитцпатрик.
Оригинал: BBC.

Перевела: Наташа Живова.
Редактировали: Князь Мышкин и Поликарп Никифоров.