Общество

Что если школьники смогут самостоятельно составлять для себя учебный план

admin
Всего просмотров: 106

Среднее время на прочтение: 4 минуты, 37 секунд

Десятки школ по всей территории США решили отказаться от традиционной школьной структуры, чтобы иначе мотивировать подростков — и, кажется, это работает.

На первый взгляд в двух соседних кабинетах средней школы Саут-Берлингтона ничего не бросается в глаза: одна вся заставлена столами, вторая заполнена серыми стендами. Но 30 учеников, обучающихся здесь, принимают участие в уникальной индивидуальной учебной программе. Никому из их сверстников — равно как и большинству американских школьников — никогда не доведется испытать подобное на себе.

Big Picture, тематическая программа, которая разрабатывается в Саут-Берлингтоне, идет наперекор традиционной модели школьного обучения. Никаких тестов, никаких оценок, а в некоторых случаях — никаких парт, за которыми все привыкли сидеть.

Все потому, что в центре этой программы лежит идея о самообучении и желание воплотить эту идею в жизнь. При участии консультантов, практикующих профессионалов, родителей и сверстников каждый подросток-участник программы создает свой собственный учебный план, адаптированный под его личные интересы.

Модель этой программы сейчас используется в более чем 60 школах по всей Америке. А в Вермонте она также предшествует принятию нового указа, который вступит в силу в ближайшие три года: в государственных школах учащиеся 7–12 классов вскоре смогут сами планировать свое обучение.

Лишь небольшая часть из всех 900 учащихся в Саут-Берлингтоне примет участие в Big Picture. Программа разделена на две части: Big Picture 101 предназначена для новичков, а 201 — для старшеклассников и опытных участников программы. Учащиеся не обязаны посещать такие занятия, как английский язык и биология — но могут, если сами захотят.

Каждый участник программы выдвигает идею или гипотезу для подготовки собственного независимого проекта, над которым он работает в течение года. Так, например, 17-летний Джоуи Маунт планирует разработать линию одежды и запустить посвященный ей сайт. Подростки следуют своим интересам, а затем находят творческие пути для воплощения идей в жизнь, чтобы обрести опыт в таких областях, как естественные науки и математика.

Цель программы — мотивировать учеников к обучению в процессе получения реального опыта, а также научить сложному искусству тайм-менеджмента. Учащимся помогают четыре сотрудника: два советника, доброволец организации Americorps Vista и руководитель программы.

На протяжении каждого семестра проекты внимательно проверяются в соответствии со стандартами, которые, опять же, задаются учениками. Этот процесс, по словам советника Джима Шилдса, разрабатывался в Саут-Берлингтоне на протяжении семи лет действия программы.

«Большинство учащихся, которые находят нас, делают это по одной причине: школа просто не приносит им никакой пользы. Если вы думаете о средней школе как о месте, где у вас есть пол под ногами и крыша над головой, знайте: есть люди, которые испытывают трудности, потому что проваливаются сквозь щели в полу. А еще есть те, которые просто хотят, чтобы крышу сорвало, и которых школа сдерживает», — заявил Шилдс

В этом году проекты Big Picture охватывают широкий спектр тем. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для аттестации, изучая художественные отрасли, такие как кузнечное дело, дизайн одежды, видеоигры и пинхол-фотография (фотографирование с помощью пинхола — фотоаппарата без объектива, роль которого выполняет малое отверстие — прим. Newочём). Один ученик придумывает и разрабатывает карточную игру с усиленным личным взаимодействием между участниками. Другой снимает фильм о том, как депрессия и тревога проявляются среди школьников.

Чтобы получить аттестат о квалификации, выдаваемый в виде непривычного приложения, от учащегося требуется достижение «минимального уровня обученности и компетентности в вопросах овладения знаниями и навыками, необходимыми в учебе, работе и жизни». В Саут-Берлингтоне этот уровень оценивается по особым критериям.

Кроме того, дети должны еще и сами искать себе руководителей в зависимости от исследуемой темы: профессионального фотографа — для исследования пинхол-фотографии или же программиста для разработки новой видеоигры. На втором году обучения ученики посвящают два полных дня в неделю стажировке, уделяя этому занятию 80 часов в течение каждого 12-недельного семестра.

Для вовлечения в общественную жизнь, учащиеся занимаются планированием совместного проекта, который вся группа выполняет вместе. В этом году они пытаются открыть в Саут-Берлингтоне кафе.

Несмотря на то, что Big Bicture — проект небольшой, Шилдс, по его словам, не отказал множеству интересных учеников. «Мы смотрим на многие показатели. Успеваемость — один из них, но далеко не самый важный. Многие не имеют хороших оценок, но создают рок-группы и ездят в туры».

После заполнения необходимых бумаг потенциальный участник программы приглашается на интервью. Кандидат и его родители должны предоставить эссе, в котором они объясняют, почему, по их мнению, программа пойдет ему на пользу. В завершении кандидат проходит распределяющий тест. Ему задают два вопроса, каждый из которых требует от подростка выбрать, как именно он может завершить проект спустя семестр обучения.

16-летний Сэм Кейрон говорит, что ему тяжело было сосредоточиться, сидя в обычном классе. Это первый год его участия в программе, и его проект — конструирование яблочного пресса.

Кейрон думает, что сравнивать учебную программу традиционной средней школы с программой Big Picture, составленной самостоятельно, — это все равно что сравнивать «яблоки с апельсинами». «Что я вложу в это, то я в итоге и получу. Я хочу вкладывать больше, потому что мне это действительно интересно».

Как так вышло, что конструирование яблочного пресса эквивалентно «пятерке» по химии или всемирной истории?

Для успешного выполнения требований, предъявляемых к знанию предмета, каждый учащийся принимает участие в Вермонтской ежегодной научной выставке. Их выступление должно иметь общую тему с проектом, что заставляет учащихся мыслить творчески и выводить научные гипотезы, которые могут быть выполнены и протестированы.

В этом году на выставке Кейрон будет конструировать и испытывать хитроумное устройство, чтобы показать, как получить наибольшее количество сока из одного яблока.

Жюри, состоящее из ученых и преподавателей, рассматривает каждый эксперимент согласно критериям. Для других учащихся отзыв — лишь элемент конструктивной критики. Для детей Big Picture он заменяет оценки, доказывая или опровергая их научную пригодность.

Шилдс считает, что проект яблочного пресса Кейрона подпадает под программу «рассуждений и решения проблем». 16-летний ученик будет обучаться через исследования, получая практический опыт с использованием научных методов.

В течение года ученики оценивают свою работу, чтобы выяснить, чему они научились, и убедиться в том, что они определили, распланировали и осуществили планы по достижению целей. Они также принимают участие в различных кружках, например, в еженедельном Socratics, где они читают, анализируют и обсуждают новостные статьи или литературные произведения, отобранные сверстниками или руководителями. Ключевыми здесь являются рефлексия и оценка собственных знаний и умений.

В конце семестра для оценки каждого независимого проекта организуется «выставка образования», заменяющая собой обычную балловую систему. Ученики проводят презентации по своим темам, выступая перед сверстниками и родителями.

В прошедший понедельник Шилдс проводил занятие в кабинете группы Big Picture 101, прохаживаясь от одного ученика к другому, в то время как те, сидя за ноутбуками, работали над своими планами на день. Как только прозвучал звонок, свидетельствующий об окончании двухчасового занятия, все семеро его учеников надели куртки, схватили планшет-блокноты и вышли на улицу, заполненную свежим вермонтским воздухом.

Пункт назначения? Три местных супермаркета в двух милях вверх по дороге: Hannaford’s, входящий в сеть супермаркетов Новой Англии, Trader Joe’s и Healthy Living, более дорогой магазин здоровой пищи. Задачей студентов было определить факты, которые бы помогли им открыть собственное кафе, что было частью входящего в программу коллективного общественного проекта. Непосредственной целью этой вылазки было выяснить, какие пункты меню будут самыми недорогими и доступными.

По мере удаления группы от старого кирпичного здания школы, Шилдс следовал вдоль тротуара, находясь в середине толпы.

Путь прокладывали подростки.

Автор: Эрин Сигал Макинтайр.
Оригинал: Atlantic.

Перевели: Денис Пронин, Варвара Болховитинова.
Редактировали: Роман Вшивцев, Варвара Болховитинова.