Люди

Почему люди за рулем ведут себя как мудаки?

admin
Всего просмотров: 138

Среднее время на прочтение: 3 минуты, 13 секунд

Сценарий, который вам наверняка знаком: вы ведёте машину по шоссе, когда, внезапно, без сигнала, массивный внедорожник перестраивается в вашу полосу, заставляя вас резко тормозить и сворачивать с пути, чтобы избежать столкновения. Вы кричите «Ах ты дерьма кусок!» этому незнакомцу (который вас даже не слышит), а потом пару миль следуете за его автомобилем впритык, чтобы преподать урок.

В короткометражке 1950-го года «Motor Mania» Гуфи играет Мистера Волкера — вежливого, доброго и законопослушного гражданина. Но как только Волкер садится за руль, он превращается в безрассудного, эгоистичного, «бесконтрольного монстра» мистера Уиллера, кричащего на других водителей, слетающего с катушек после любой малейшей провокации, но всё ещё считающего себя хорошим водителем.

Вы — Гуфи. Правда. Но почему?

Анонимные гневоголики

Отчасти проблема связана с феноменом, который психологи называют «деиндивидуализация». Слово, появившееся примерно в одно время с «Motor Mania», означает потерю самосознания и вместе с ним индивидуальной ответственности. Это может произойти в ряде различных сценариев и контекстов, но анонимность (мнимая или реальная) — это всегда ключевой компонент.

Хорошо известное исследование этого явления провёл в 1970 году психолог Филипп Зимбардо. Он собрал группу студенток в Нью-Йоркском университете, дал им капюшоны, оставил их в темноте и вместо имён присвоил им номера, после чего попросил их бить током других студентов. (на самом деле, это была только имитация ударов током). Исследование Зимбардо показало, что девушки в капюшонах били студентов током в два раза сильнее, чем те, у которых были только номера. (На самом деле никакого тока не было).

В подобном эксперименте Эда Динера «конфеты на Хэллоуин», 1300 детей получили возможность украсть сладости или деньги по некоторым контролируемым сценариям. Дети крали намного больше, если они были в составе большой группы, и у них не спрашивали их имена и адреса. Меньше всего было украдено, если ребёнок приходил к дому один, и у него спрашивали его имя.

Как объясняет психолог Джейми Мэдиген, анонимность не автоматически порождает антиобщественные действия, но может привести к более агрессивной модели поведения. Что для этого нужно? Быть частью группы и не чувствовать ответственность за свои действия. Как, например, в онлайн-играх, чатах и бордах, говорит Мэдигэн, который занимается на психологией видеоигр.

«Анонимность оставляет людей более открытыми и восприимчивыми к предложениям или влиянию реальных или воспринимаемых условий», — говорит он

Оказывается, нахождение в автомобиле, работает точно так же, как маска на лице. В своей книге, «Трафик. Или почему мы водим так, как водим», журналист Том Вандербильт отмечает, что, хотя за рулём автомобиля люди находятся в окружении других (являются частью группы других автомобилистов), они всё равно отрезаны от людей коробкой из стали и стекла.

Вообще, описанные Зимбардо условия, способствующие формированию чувства деиндивидуализации, в основном выглядят как список рутинных вещей, которые происходят на дороге.

«Анонимность, рассеянная ответственность, деятельность в рамках группы, измененное восприятие времени, эмоциональное возбуждение и сенсорная перегрузка — это то, что может создавать деиндивидуализацию», — цитирует его слова Международная энциклопедия психиатрии, психологии, психоанализа и неврологии

Хуже того, Вандербильт указывает на то, что автомобили и современные автострады делают водителя буквально немым. Это сводит их с ума. За рулем вы лишены способности общаться всеми способами, кроме самых примитивных (звуковые и световые сигналы, жесты), в то время как ваша личность низводится до марки автомобиля. (Серьезно, есть что-нибудь хуже, чем водитель последней модели BMW третьей серии?). Если вы объедините все эти факторы, то получите действительно мощный рецепт для коктейля из гнева и агрессивного поведения.

Эмоции, а не интеллект

Помните того невнимательного и/или вышеупомянутого мудака за рулем внедорожника? Оказывается, наша оценка других водителей и их мотивации также часто болезненно упрощенна или даже в корне неверна. Может быть, водителю внедорожника пришлось быстро свернуть, чтобы объехать кусок дорожного мусора, который вы не видите. Может быть, мудак — это именно вы, потому что заехали в его слепое пятно и были слишком заняты, чтобы заметить его мигающий поворотник.

Мы не замечаем эти возможности за рулем, потому и делаем поспешные суждения, основываясь на эмоциях вместо логики. Мы бесимся, и именно это делает водителя внедорожника мудаком. Точка. Это то, что поведенческие экономисты называют «аффективной эвристикой». Эти неосознанные реакции позволяют быстро принимать решения, когда это необходимо, но в то же время они — причина вашей ненависти к тому странного вида чуваку в копировальной комнате или ко всем велосипедистам.

Итак, если вождение взывает к нашей иррациональности и предоставляет почти идеальную лабораторию для исследования природы нашего мерзкого поведения, есть ли что-нибудь, что поможет нам не превратиться в кучку мистеров Уиллеров? Ну, можно, конечно, совсем не садиться за руль.. Но есть ещё одно решение: взять пассажира.

Пассажиры беспокоятся гораздо меньше водителей. . Иногда пассажир может повлиять на состояние водителя и обеспечить ему здоровую дозу стыда и объективности.

«Исследования мозговой деятельности водителей и пассажиров в процессе симуляции вождения показали, что у них активизированы различные области мозга. Они, по сути, разные люди», — пишет Вандербильт

А если учесть, что водители-одиночки, как правило, ездят более агрессивно, совместное использование автомобиля может быть хорошей экономией денег и отличной формой дорожной терапии.

Автор: Брайан Гардинер, обыкновенный журналист Wired.
Перевел: Ярослав (Гидра Гидра) для Newочём
Оригинал: Wired