Люди

Буддист и нейробиолог

admin
Всего просмотров: 144

Среднее время на прочтение: 2 минуты, 27 секунд

В 1992 году нейробиолог Ричард Дэвидсон принял вызов, который ему бросил Далай-лама. Тогда ученый на протяжении всей карьеры искал ответ на вопрос, почему люди так по-разному реагируют на жизненные трудности. Почему одни более устойчивы перед лицом трагедии, чем другие? И возможно ли выработать в себе жизнестойкость?

Далай-лама задал Ричарду Дэвидсону другой вопрос, когда тот посещал тибетского буддийского лидера в его резиденции в индийском городе Дармсала.

«Он сказал: „Вы использовали различные достижения современной нейробиологии для изучения депрессии, тревоги и страха. Почему бы вам не воспользоваться теми же инструментами для изучения доброты и сострадания?“ У меня не нашлось подходящего ответа. Я сказал, что это сложно»

Далай-ламе было интересно узнать, что же особенного смогут выявить современные методы нейробиологии в головах людей, многие годы потративших на, как выразился Ричард, «культивирование благополучия и воспитание личных качеств, формирующих позитивный взгляд на жизнь».

В результате вскоре после этой встречи Ричард Дэвидсон позвал несколько групп буддийских монахов к себе в лабораторию; ученый подключил к их головам специальные электроды, фиксировавшие активность мозга. Некоторые участники по его просьбе прошли МРТ.

«Лучший способ активации участков мозга, отвечающих за положительные эмоции — проявление благородства и великодушия. Это впечатляющее открытие нейробиологии, демонстрирующее жемчужины мудрости медитативной традиции — чтобы быть счастливым, нужно самому проявлять великодушие и благородство по отношению к окружающим, о чем регулярно напоминает Далай-лама. В действительности научное исследование лишь подтверждает это утверждение, а также показывает системные изменения, происходящие в мозгу человека в связи с совершением благородных поступков», — заявил во время Аспенского фестиваля идей Ричард Дэвидсон, основатель Центра исследований здорового ума Висконсинского университета в Мэдисоне

Дэвидсон вместе со своими коллегами провел несложный эксперимент на восьми опытных практикующих буддистах, потративших более 34 000 часов жизни на духовные тренировки. Ученые попросили испытуемых погрузиться в медитацию, а затем вернуться в обычное состояние, чтобы исследователи смогли зафиксировать изменения, которые будут происходить у них в головах. Один из испытуемых описывал медитацию как «создание состояния, в котором любовь и сострадание заполняют все сознание, выключая все мысленные споры и внутренние рассуждения».

«Во время эксперимента мы выявили кое-что примечательное. Мы обнаружили высокоамплитудные гамма-скачки, которые отображают пластичность восприятия», — заявил Дэвидсон, имея в виду, что испытуемые оказались легче подвержены изменениям, гипотетически вырабатывающим в человеке большую выносливость и жизнестойкость.
Исследователи также обнаружили, что на МРТ-снимках монахов участок мозга, называемый передней островковой долей, был активен. «У каждого нейробиолога есть любимая область мозга», — признался Дэвидсон. Передняя островковая доля — один из его фаворитов, потому что это то место, где располагается множество отделов, отвечающих за координацию между мозгом и телом.

«Системы мозга, отвечающие за наше благополучие, тесно связаны с различными системами органов, а также с иммунной и эндокринной системами, таким образом влияя на состояние здоровья»

МРТ-сканирование показало, что «сострадание — это состояние, которое в наибольшей степени задействует тело». Один интересный пример: в другом исследовании Дэвидсон с коллегами обнаружили информацию о том, что медитация способна усилить иммунную реакцию на вакцину от гриппа, — и испытуемые в данном исследовании не были «профессиональными» практикантами буддийских медитаций, это были обычные люди, прошедшие восьминедельный курс медитаций для тренировки осознанности. А непродолжительный «тренинг сострадания», обнаруженный Дэвидсоном и его коллегами в исследовании 2013 года, сформировал более альтруистичное поведение среди участников по сравнению с контрольной группой.

После встречи Дэвидсона и Далай-ламы ученые продолжали исследовать мозг буддистов. Тем не менее до сих пор неизвестно, как именно сострадание преобразовывает мозг, провоцируя улучшение здоровья и самочувствия. Гамма-волны и подсвеченные участки головного мозга могут много рассказать о связях между разумом и телом и, в свою очередь, о том, почему действительно стоит задуматься об улучшении своего характера. Исследование Ричарда Дэвидсона позволяет сказать, что «мы можем взять на себя ответственность за состояние своего мозга». И в этом случае развитие самой ответственности может стать первым шагом.

Автор: Кэти Гилсинэн, которая обычно пишет о событиях в мире.
Оригинал: Atlantic

Перевела: Варвара Болховитинова.
Редактировал: Евгений Урываев и Артём Слободчиков.