Культура

Музыкальные вехи президентства Обамы

admin
Всего просмотров: 145

Среднее время на прочтение: 12 минут, 12 секунд


’Cause I’m black and I’m proud
I’m ready and hyped plus I’m amped
Most of my heroes don’t appear on no stamps

Грубоватый протест Чака Ди начинает звучать иронично по мере того, как Fight the Power разносится по коридорам Белого дома. Солнечным октябрьским днем, рядом с аккуратно подстриженными газонами и выполненными в неоклассическом стиле колоннами полемика вышедшего в 1989 году Public Enemy звучит как ненавязчивый сюрреалистичный саундтрек приготовлений к рок-фестивалю South by South Lawn (SXSL), созданному администрацией Обамы аналогу ежегодному мультимедиа-фестивалю South by Southwest (SXSW), проходящему в Остине. Рабочие раскладывают кабели по платформе, утыканной колонками и светодиодами. Техники полируют шлемы виртуальной реальности и заводят жужжащее робототехническое оборудование. Сам Обама тоже внимательно рассматривает площадку — подходит к скамейке, присаживается рядом с выполненной в натуральную величину скульптурой мужчины из Lego и разыгрывает пантомиму об оживленном разговоре с ним перед тем, как направиться обратно в Овальный офис в сопровождении посмеивающихся агентов службы безопасности.

SXSL, задуманный как первый проводящийся в Белом доме «фестиваль идей, искусства и действия», кажется по-идиллически отдаленным от суматохи сегодняшней американской политики событием, вписывающимся в образ Обамы как президента, который смог вернуть в моду оптимизм. Это искреннее, непритязательное культурное событие, в пространстве которого музыка пронизывает все уголки окружающей аскетичной обстановки; фанк-рокеры Black Alley разбили лагерь в одном из холлов Белого дома, забитом напыщенными масляными парадными портретами государственных деятелей прошлого, а R&B исполнитель Гэллант воет свои песни в Восточной комнате, в 10 футах от того места, стоя на котором Обама объявил о смерти Усамы бен Ладена. Неподалеку от розария художник-кинетист Дэвид Гарибальди извлекает буйный соул-аккорд и отскакивает от инструмента в движениии «пируэт-на-грани-брейкданса», нанося на холст краски, мазки которой — на первый взгляд, расположенные абсолютно спонтанно — складываются в портрет президента. Когда он принимается за уши, женщина рядом со мной вопит: «Я знаю, кто это!»

Снаружи, на основной площадке, неожиданно появляется Common, зачитывающий рэп о расовой несправедливости тюремной системы; позже его замечают болтающим со старшим советником Обамы — Валери Джэррет. На закате, перед тем, как дружелюбная фолк-группа The Lumineers начинает играть композицию Stubborn Love — включенную Обамой в его летний плейлист 2015 года — фронтмен Уэсли Шульц указывает на второй этаж Белого Дома и призывает толпу подняться и подпевать. «[Обама] сказал, что, возможно, будет смотреть с этого балкона”, — произносит Шульц, растягивая слова — так что давайте убедимся». Даже сидящий за мной Трент Резнор вылезает из своего кресла, однако предпочитает не участвовать в стремном хоре — что само по себе является актом дипломатии.

В целом, SXSL ощущается как пик всего культурного наследия двух сроков Обамы — его многочисленных попыток использовать продвинутость в поп-культуре как способ повысить свою популярность среди населения. Публикация набитых хип-хопом и роком плейлистов на Spotify, фристайл с Лин-Мануэлем Мирандой в Розариуме Белого дома, регулярные встречи с Jay Z и Бейонсе — для верховного главнокомандующего Обама предпринимает потрясающие попытки оставаться поближе к народу. Он оказался более восприимчивым к музыке, чем любой из предшествующих президентов — даже сам тембр его речи выдает в нем ценителя красоты мелодики и ритма.


За время своего президентства Обама цитировал Jay Z и вальсировал с Бейонсе.

Подготовка к проведению SXSL началась в марте, когда Обама посетил South by the Southwest, чтобы принять участие в дискуссии по вопросу о шифровании и гражданской ответственности (и от всей души поддержал остинские тако). Появление президента на фестивале состоялось по инициативе Джейсона Голдмана, бывшего исполнительного директора Twitter и Google, который в прошлом апреле стал директором по цифровым технологиям в Белом доме. Последние 7 месяцев Голдмен стоял во главе подготовки к SXSL — копался в плейлистах президента в поисках исполнителей, затем вводил процедуру публичного голосования для тех, кто хотел принять участие в программе фестиваля. В конечном итоге он отобрал 2500 исполнителей, предпринимателей и организаторов мероприятий в сфере культуры из более чем 20000 заявок.

Наедине, в саду Жаклин Кеннеди, Голдман говорит мне: «Это событие можно будет считать по-настоящему успешным, если через полгода-год кто-нибудь будет говорить что-то вроде: „О, я впервые видела это на South by South Lawn“. „Этим“ может быть произведение, некоммерческая деятельность, арт-группа». Он усмехается. «Если кто-нибудь соберет группу, было бы здорово».

Помимо музыкальной программы SXSL, посетители могут ознакомиться с интерактивными экспонатами, посвященными устойчивому развитию во всех сферах жизни, попробовать образцы органических закусок и увидеть снятые тайком фотографии бродячих знаменитостей — Рона Ховарда, Ганнибала Барреса, актеров из сериала «Очень странные дела». (Один из посетителей задыхаясь от восторга рассказал мне, что перед дискуссией с участием Обамы Леонардо ДиКаприо был замечен курящим электронную сигарету). Здесь царит дух профессионализма — ни единого жилета с бахромой в поле зрения — однако даже сотрудники Белого дома ведут себя немного легкомысленно; Голдман и его коллеги дают друг другу пять при встрече, ритмично напевая друг другу: «Это все происходит на самом деле» на манер Almost Famous.

На площадке можно встретить некоторых из организаторов South by Southwest, но здесь они не на работе. Сооснователь SXSW, 60-летний Роланд Свенсон, говорит: «Мы невероятно взволнованы, и, определенно, никогда не думали, что сможем принять участие в чем-то подобном». Он смеется. «До Обамы мы пытались взаимодействовать с Биллом Клинтоном. Но потом он попал в переплет».

Я спрашиваю Свенсона, считает ли он продвинутость Обамы в поп-культуре примечательной для политика. «Он человек своего времени, места и поколения, так что он в любом случае разбирался бы в музыке и медиа лучше, чем его предшественники, — отвечает он. — Я думаю, это в большей мере его личная черта, чем стратегия по привлечению голосов. Просто он всегда был очень любознательным человеком, которому интересна музыка, искусство и идеи. Результат этого увлечения мы сегодня видим здесь».

Фронтмен The Lumineers Шульц кажется в приятном смысле смущенным окружающей обстановкой. «Не могу представить себе другого президента, который мог бы организовать что-то вроде этого», — признается Шульц. — Мне кажется, что Обама принимал участие во многих мероприятиях, о которых любой обычный президент и слушать бы не стал».

В программе дискуссий SXSL на вечер — дискуссия о глобальном потеплении, в которой примут участие президент, Леонардо ДиКаприо и ученый-климатолог доктор Катарина Хейхо. Монумент Вашингтона нависает над сценой; два мигающих красных сигнальных огня на его вершине будто бы с упреком глядят на собравшихся под ним людей, обсуждающих угрозу углеродосодержащих выбросов.

Глядя на собравшихся на поляне, чьи взгляды были прикованы к президенту (не в меньшей мере, чем к ДиКаприо), я вспомнил об эпизоде, произошедшем в этом же месяце 8 лет назад: дождливый день в сельской Пенсильвании, где я, в ту пору волонтер-координатор в предвыборном штабе Обамы, проводил агитационную работу в штате, повально голосовавшем за Республиканскую партию. Мы с командой находились в мрачном, подавленном настроении, как из-за ливня, так и из-за толп фанатиков Сары Пэйлин. Мы укрылись в таверне; бармен зыркнул на наши вымокшие фигуры и мы приготовились к очередному столкновению за этот день.

Он неторопливо подошел к нам и покосился на наши папки. «Вы за Обаму?” — спросил он. Мы несмело кивнули. Он подтолкнул к нам несколько шотов, полистал список песен в своем айподе, и внезапно звуки Signed, Sealed, Delivered I’m Yours Стиви Уандера — основной музыкальной темы предвыборной кампании Обамы — заполнили это неожиданное убежище.
«У него хороший музыкальный вкус» — сказал бармен. «Это не главное, но уж точно не пустяк».

За много лет у президента сложились непростые отношения с Канье Уэстом — к примеру, Обама отказался позвонить Уэсту, поставив рэпера на место.

В честь прекрасного слуха действующего президента, я составила хронологию наиболее значимых музыкальных событий за последние 8 лет президентства Обамы:

17 апреля 2008 года

Во время праймериз Обама попадает на первые полосы газет за свое стремление вовлечь в избирательную кампанию звезд хип-хопа. Выступая в Северной Каролине, он с пренебрежением отреагировал на критику со стороны своего оппонента Хиллари Клинтон, сказав You just gotta…, сопроводив эту фразу пожатием плеч в стиле Jay Z.

Дахлак Брейтуэйт, 30-летний художник, создатель перформансов и посетитель SXSL, считает, что заинтересованность Обамы в рэперах «легитимизирует» его работу. «Такое ощущение, будто появилось принятие культуры хип-хопа, чего не было раньше», — говорит он. «Когда он произносит: „Мне нравится Моцарт — но еще мне нравится Канье, а также я фанат Jay Z“, подобные заявления добавляют хип-хопу веса и престижа, которых у него раньше не было».

25 июня 2008 года

Обама фамильярно называет Лудакриса в числе исполнителей, которых он слушает на айподе (наравне с Бобом Диланом, Майлсом Дэвисом и Шерил Кроу). Вскоре после этого ему пришлось откреститься от Луда, когда рэпер выпустил Politics as Usual, записанный в поддержку Обамы трек, в котором он называет Хиллари Клинтон «сукой».

9 июля 2008 года

Обама хвастается своей проницательностью на городском собрании в Джорджии. «Возможно, вы не такие уж и крутые рэперы», — беззлобно говорит он присутствующим подросткам. «Может, вы станете новым Лил Уэйном, но может и нет — и, в таком случае, вам надо закончить школу».

20 января 2009 года

Бейонсе исполняет At Last Этты Джеймс на церемонии инаугурации Обамы.

12 мая 2009 года

Лин-Мануэль Миранда выступает на джем-сессии в Белом доме, где он впервые представляет незавершенную версию композиции, которая позже станет начальной песней мюзикла «Гамильтон». Эван Райан, заместитель министра по делам образования и культуры, хорошо помнит этот вечер. «[Миранда] сказал, что он собирается попробовать написать что-то об Александре Гамильтоне», — вспоминает Райан, ответственный за программы культурного обмена, включая стипендии Fullbright и American Music Abroad. «Все выдали какие-то смешки. А потом он так и поступил, и все были типа: „Вау, это, должно быть, нечто“».

14 сентября 2009 года

После того, как Канье Уэст испортил речь Тэйлор Свифт на MTV Video Music Awards, Обама назвал Уэста «придурком» в части интервью CNBC, не подлежащей публикации. В марте 2015 он снова наехал на Канье: во время своего появления в шоу «Джимми Киммел в прямом эфире!» Обама заявил, что он не звонил Уэсту по телефону, чем незадолго до этого похвалялся рэпер. «Я не думаю, что у меня есть его домашний номер», — припечатал президент.

5 мая 2010 года

Фаррелл, в смокинге и элегантных туфлях с монограммой, на праздновании Синко де Майо с Обамой в Белом доме.

30 апреля 2011 года

На ужине Ассоциации корреспондентов Белого дома Обама упомянул о бытовавшей в хип-хопе в 90-е годы вражде между Восточным и Западным побережьем, отвечая на повторяющиеся обвинения по вопросу «свидетельства» (Теория, согласно которой Барак Обама родился за пределами США и не имеет право занимать пост президента. — прим. Newочем) со стороны Дональда Трампа. «Дональд Трамп сегодня здесь, — язвительно отметил президент со сцены. — Ну так вот, я знаю, что в последнее время его многие критикуют, но никто не сможет с большим счастьем, с большей гордостью рассказать остальным об этом деле со свидетельством о рождении, чем Тот самый Дональд. И все это потому, что он наконец-то может перейти к действительно важным вопросам: Не сфальсифицировали ли мы высадку на Луну? Что на самом деле случилось в Розвелле? И где Бигги и Тупак?”


Обама высмеял поддерживаемую Дональдом Трампом «теорию рождения» в 2011, проведя аналогию с тайной смертей Бигги и Тупака.

Май 2011 года

Президент и первая леди приглашают Common’а в Белый дом на вечер поэтического слэма «Вечер поэзии» — первое событие подобного рода, организованное Лорой Буш в 2003 году, подверглось критике и кануло в небытие после того, как несколько поэтов отказались или угрожали выступить с протестом в адрес войны в Ираке. Правосторонние ученые мужи цепляются к написанному рэпером «Письму закону» — в особенности, к строчке «Сожги какого-нибудь Буша, потому что он не нажимает никаких кнопок, чтобы установить мир» — как к доказательству того, что сам Обама придерживается подобных взглядов. Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни отвергает обвинения, и Common все-таки выступает на вечере.

20 января 2012 года

Президент Обама поет несколько строчек из Let’s Stay Together Эла Грина на мероприятии по сбору средств в театре Аполло. Несмотря на то, что президент справился с ритмом, он обратился к Грину: «Не волнуйся, Рев, я не могу петь так, как ты, я просто хотел показать мое восхищение».

9 февраля 2012 года

Обама выпускает плейлист своей второй избирательной кампании, в котором полно инди-рока и R&B: Arcade Fire, Jennifer Hudson, Raphael Saadiq и No Doubt. «Я клянусь, он сам составляет плейлисты, — настаивает Голдман. — Он лично выбирал все песни и писал список собственноручно. У него действительно разносторонний музыкальный вкус». Составляя свои летние плейлисты, Обама не смог сократить список до 20, как рекомендовали сотрудники, говорит Голдман, поэтому ему пришлось расширить его до «дневной» и «ночной» подборок.

22 февраля 2012 года

На фестивале блюза в Белом доме Обама принимает от Мика Джаггера микрофон и поет Sweet Home Chicago с Би. Би. Кингом.


Президент похвастался своим голосом в дуэте с Би. Би. Кингом в 2012 году

24 апреля 2012 года

Обама «поет медляк о новостях» с Джимми Фэллоном и выступает в «Вечернем шоу» Рутсона, чтобы распространить свое послание Конгрессу о том, что не следует повышать проценты по кредитам на образование. Black Thought с трудом сдерживает себя, пока Barack Ness Monster напевает о кредитах на обучение в Стаффорде под игривый бит.

1 сентября 2012 года

Президент Обама выступает по спутниковой связи во время концерта Jay Z на первом фестивале «Сделано в Америке» в Филадельфии. Во время PSA он появился, чтобы озвучить неожиданную речь, в которой призвалт зрителей голосовать. Он также похвалил Джея: «Неважно, кто ты, как ты выглядишь или откуда ты, у тебя получится, если ты постараешься. Джей Зи постарался. Он не из влиятельных или привилегированных слоев», — заявил Барак. — Он достиг столького, потому что он усердно трудился, учился на своих ошибках и просто-напросто отказывался сдаваться».

22 февраля 2013 года

Первая леди также показывает свои способности; она делает Dougie у Фэллона.


Барак — не единственный Обама с чувством ритма — Мишель зажигала с Джимми Фэллоном в 2013 году.

27 апреля 2013 года

JJay Z продолжает занимать видное место. Во время речи Обамы на ужине Ассоциации корреспондентов Белого дома, президент упомянул о вызвавшем порицание отдыха Бейонсе и Jay Z на Кубе. «Над некоторыми вещами я не властен. К примеру, весь этот скандал по поводу поездки Jay Z на Кубу — это невероятно, — сухо заявил он. — У меня 99 проблем, а теперь среди них и Jay Z».

7 ноября 2014 года

Во время транслировавшегося Службой общественного вещания обращения к войскам Обама присоединился к Вилли Нелсону и исполнил On the Road Again.

16 июня 2015 года

После массовой стрельбы в Чарлстоне Обама выступил с надгробной речью на похоронах преподобного Клементы Пинкни. С трудом сдерживая слезы, он запел Amazing Grace, и к нему присоединились все присутствующие.

14 августа 2015 года

Обама выпускает свой летний плейлист, «дневная» подборка которого включает композиции Ареты Франклин, Howlin’ Wolf, Florence and the Machine и совершенно неожиданного исполнителя: культовых рокеров «барного буги» Low Cut Connie. «Этим утром я проснулся в Филадельфии, а меня ждали сотни смсок и сообщений в твиттере, — вспоминает фронтмен Low Cut Connie Адам Вейнер. — Я открыл твиттер, и там были сообщения наподобие „Плейлист ПСША, ха-ха-ха, Low Cut Connie. Не могу поверить». И я подумал: «Что, за нахрен, какое ПСША?» И потом, чистя зубы, я подумал: «Это разве не „Президент Соединенных Штатов Америки?“»

Вейнер был настолько признателен, что написал Обаме благодарственное письмо. Следующей весной он был приглашен в Белый дом, где они с женой встретились с президентом, а официальный фотограф Белого дома Пит Суза провел им экскурсию по Восточному крылу. На стене он увидел серию фотографий Принца, одного из любимых певцов Обамы, с секретного концерта в Белом доме в 2015 году. Как вспоминает Вейнер, Суза рассказал, что в день смерти Принца Обама попросил его распечатать некоторые из этих фотографий и повесить их в память о нем.

«На одной из фотографий изображен президент Обама: он без пиджака, рукава закатаны, галстук наполовину развязан, его руки подняты, а на лице сияет улыбка, — рассказывает Вейнер. — Рядом с ним Принц, играющий на гитаре, и он смотрит на него — только у Принца могло быть такое выражение лица, — как бы говоря: „У меня тут президент ведет себя как придурок на сцене“. Президент Обама просто выглядит как фанат. Он будто говорит: „Принц дал частный концерт у меня дома. И я победитель“».

Март 2016 года

Барак и Мишель Обама выступают с речами на SXSW: Президент говорит о технологиях и гражданской ответственности, Первая леди — о своей программе «Отправим девочек учиться». Перед тем, как появиться на фестивале, Мишель представила записанный в благотворительных целях сингл This Is for My Girls , в работе над которым приняли участие Мисси Эллиот, Джанель Монаэ, Келли Кларксон, Зендайя и др. (Несколько месяцев спустя первая леди и Эллиот с блеском поучаствовали в шоу Carpool Karaoke, где они исполнили Get Ur Freak On Эллиот и Signed, Sealed, Delivered I’m Yours Стиви Уандера.)

15 марта 2016 года

Лин-Мануэль Миранда возвращается в Белый дом, где он фристайлит в Розарии, пока Обама дает ему советы по поводу политики. «Они говорят об актуальных вещах, но делают это по-новому, в контексте, который, очевидно, тесно связан с президентством и администрацией», — говорит Голдман.


После того, как он представил в Белом доме отрывок, позже ставший вступительной песней мюзикла «Гамильтон» в 2009 году, Лин-Мануэль Миранда вернулся, чтобы пофристайлить с президентом.

16 апреля 2016 года

Обама приглашает ряд звезд хип-хопа — включая когда-то впавшего в немилость Лудакриса — в Белый дом, чтобы обсудить с ними программу поддержки молодых афроамериканцев, ставших жертвами расовой дискриминации, «Сторож брату моему» (My Brother’s Keeper). Common, также присутствовавший на этом мероприятии, вспоминает: «Там были я, A$AP Rocky, Рик Росси, Дж. Коул, Chance the Rapper и еще много кто, и я смотрю на портрет Джорджа Вашингтона, а президент стоит рядом со мной, и я думаю: «Боже, Джордж Вашингтон точно никогда бы не стал принимать столько черных братьев в Белом доме!»

30 апреля 2016 года

На своем последнем ужине Ассоциации корреспондентов Белого дома президент показывает всем видео «Командующий диванными войсками», пародию на свою скорую отставку. В клипе Джо Байден полирует свои «авиаторы», Джон Бонер рыдает над “Историей игрушек-3”, и все это под неожиданный саундтрек: Cameras Виза Халифы.

4 июля 2016 года

Обама приглашает Кендрика Ламара, своего любимого рэпера, на барбекю в Белом доме по случаю празднования Дня Независимости. Ламар исполняет (подвергшиеся цензуре) песни Alright, Bitch Don’t Kill My Vibe, и вместе с Обамой и Джанель Монаэ поет «С днем рождения» Малии Обаме.

11 августа 2016 года

Обама публикует свой второй летний плейлист. Wale, The Beach Boys и Куртни Барнетт составили «дневную подборку»; в «ночной» на первых строчках расположились композиции D’Angelo, Chance the Rapper и Билли Холидэй.

3 октября 2016 года

В Белом доме прошел первый (и, учитывая приближающиеся непростые выборы, возможно, последний) фестиваль South by South Lawn.

Автор: Стейси Андерсон.
Оригинал: Pitchfork.

Перевела: Влада Ольшанская.
Редактировали: Егор Подольский и Артём Слободчиков.