Культура

Лица теней

admin
Всего просмотров: 44

Среднее время на прочтение: 2 минуты, 44 секунды

Все знают Эдварда Сноудена. И имя Кита Александера, скорее всего, тоже звучит для вас знакомо. А как насчет Джеймса Коми? Он, находясь на посту директора ФБР, настаивал на принятии закона, который бы обязал американские компании, занимающиеся производством смартфонов, по запросу выдавать информацию о телефонах граждан. А слышали ли вы когда-либо об Эврил Хейнс? Она была заместителем директора ЦРУ в то время, когда Сноуден представил миру документы, многие из которых обличали деятельность агентства.

Итальянский художник Паоло Чирио разместил трафареты «запрещенных» портретов этих и еще шестерых других высокопоставленных сотрудников трехбуквенных агентств на улицах городов по всему миру. Галерея работ этого плута заставляет невольно усмехнуться над плакатами и постерами с фотографиями секретных агентов и шпионов, размещенными в местах, больше подходящих для изображения телезвезд и моделей, рекламирующих нижнее белье.

«Я нахожу интересным превращать сотрудников разведки в поп-звезд, выводя их из темноты программ, проводящихся под грифом „совершенно секретно“, под свет софитов в цирке искусства»

Некоторые из тех, кого выбирает Чирио, известны больше, — или меньше? — чем другие. Майкл Хейден возглавлял Агентство национальной безопасности США, когда оно создало свою скандально известную масштабную программу по сбору данных.
Александер председательствовал в АНБ, когда оно, помимо множества других вещей, запустило PRISM — ту самую программу по сбору информации, ради разоблачения которой Сноуден пошел на риск. Он также стоял во главе кибернетического командования США. А Джеймс Клеппер был директором Национальной разведки.

Все эти люди были архитекторами, строителями или, по крайней мере, кураторами огромного аппарата слежения, о котором мир узнал благодаря Эдварду Сноудену. Он был вынужден эмигрировать в Россию, в то время как многие из этих людей по-прежнему продолжают удерживать в своих руках рычаги власти. В этих портретах Чирио видит способ опозорить, если не наказать их, лишая той анонимности, которую их агентства с радостью забирают у простых людей.

Художник, чьи работы вызвали ряд протестов со стороны нескольких международных корпораций, а также газеты Financial Times и Фейсбука, использует в качестве основы для своих проектов личные (иногда — совсем личные) фотографии. Он находит их через открытые социальные медиаресурсы, где информация находится в общем доступе. Такие плагины, как Photo Hack для Фейсбука, позволяют получить доступ к многочисленным селфи и другим непостановочным фотоснимкам. (Любопытно, что использование тех же приложений в отношении сотрудников британской разведки далеко не так результативно, так как те, видимо, ведут себя гораздо осторожнее своих американских партнеров.)

Чирио пропускает найденные фотографии через специальную программу, делающую изображения совместимыми с лазерным режущим аппаратом. Затем он печатает по четыре трафарета с каждым изображением, перфорированным сотнями маленьких треугольников, напоминающих точки, которые использовал в качестве фона во многих своих работах поп-арт-художник Рой Лихтенштейн. Раскрашенные акрилом в голубой, пурпурный, желтый и черный цвета, они образуют безупречные репродукции человеческих лиц.

Картины, которые получаются в результате проделанной работы, выглядят точь-в-точь как трафареты в стиле поп-арт 1960-х годов. Яркая радующая глаз эстетика и противоречащий ей серьезный подтекст, заложенный автором.

«Это портреты высокопоставленных генералов, современных Наполеонов, чья роль в истории так или иначе сводится к построению опаснейшей кибер-империи»

Выводя этих людей из тени, художник хочет показать им, что, несмотря на свое высокое положение, в Cети они столь же уязвимы, как и все остальные.

 
Постеры с лицами Майкла Хейдена и Майкла Роджерса на улицах Берлина.
 

 
Дэвид Петраэус, бывший директор ЦРУ.
 

 
Дэвид Петраэус (более детально).
 

 
Постер с Джеймсом Коуми, директором ФБР и бывшим заместителем генерального прокурора США, наклеенный на стену в Нью-Йорке.
 

 
Джеймс Коуми
 

 
Джеймс Коуми (более детально)
 

 
Джеймс Клаппер, директор Национальной разведывательной службы, бывший министр обороны по делам разведки.
 

 
Джеймс Клаппер (более детально).
 

 
Эврил Хейнс, заместитель советника Белого дома по вопросам национальной безопасности, бывший заместитель директора ЦРУ, бывший заместитель советника президента по делам национальной безопасности.
 

 
Эврил Хейнс (более детально)
 

 
Постер с изображением Майкла Хейдена, бывшего директора АНБ, бывшего первого заместителя директора Национальной разведывательной службы и бывшего директора ЦРУ, на стене в Лондоне.
 

 
Кэтлин Хейдэн, бывший спикер Национального совета безопасности.
 

 
Постеры с лицами Джона Брэнона, директора ЦРУ, и Кита Александера, бывшего директора АНБ, бывшего главы Центральной службы безопасности (при министерстве обороны США —прим. Newочём) и бывшего главы киберкомандования США, выставленные на всеобщее обозрение в Париже
 

 
Джон Брэнон (более детально)
 

 
Майкл Роджерс, глава Центральной службы безопасности, бывший директор АНБ, бывший глава киберкомандования США

Автор: Лора Мэлоуни, которая пишет об искусстве и международных отношениях, а иногда и о чем-то среднем.
Оригинал: Wired

Перевела: Варвара Болховитинова.
Редактировал: Артём Слободчиков.