Индустрия Культура

Как открыть собственный музыкальный лейбл: краткий гайд

admin
Всего просмотров: 4076

Среднее время на прочтение: 8 минут, 20 секунд

Введение и основы

Хотите открыть собственный лейбл? Многие из лейблов начинали свою историю, когда кто-то говорил: «Отлично, у меня собственный лейбл!» Иногда это действительно НАСТОЛЬКО просто. Тем не менее, если вы действительно хотите предоставить себе все шансы на успех, важно пройти через процесс организации, не говоря уже о защите ваших вложений.
Прежде чем начать, давайте убедимся, что вы все тщательно обдумали. Запуск инди-лейбла — это весело, но это накладывает обязательства и требует кучу денег. Важно, чтобы вы знали все ключевые моменты. Обдумайте их:

  • Если вы запускаете лейбл с целью издания собственной музыки (см. «Стоит ли мне выпускать альбом?»), имейте в виду, что быть одновременно и артистом, и владельцем лейбла непросто — это налагает некоторые ограничения. Даже лейбл, запущенный с самыми добрыми намерениями, рискует прослыть проектом тщеславия. Это значит, что часть дистрибьюторов воздержится от работы с вами, а некоторые источники финансирования не будут спешить с инвестициями. Если вы планируете заниматься продвижением самостоятельно, помните, что другим может быть неудобен тот факт, что вы будете вызывать журналистов и спрашивать их мнение об альбоме. Это не значит, что вы не должны открывать лейбл для выпуска собственной музыке. Это лишь значит, что вы должны быть готовы к таким трудностям, с которыми другие лейблы не сталкиваются.
  • Вам придется работать на лейбле каждый день, даже если у вас есть полноценная работа. Есть ли у вас столько свободного времени?
  • Какой бы бюджет не выделили на лейбл, потребуется больше. Сможете ли вы оплатить все счета?

Вы все еще здесь? Отлично! Давайте сделаем это. Все еще не уверены? Прочтите «Перед запуском лейбла».

Выберите свою бизнес-структуру и имя

Многие инди-лейблы пропускают этот шаг, по крайней мере, на первое время, но сделать свой лейбл легальным бизнесом с самого начала — отличная идея. Вам необходим настоящий, легальный бизнес, чтобы открыть счет в банке или получить кредитную карту. Точно так же, если вы подаете заявление на займ или другой вид финансирования, ваш бизнес должен быть легальным.

Имена и особенности различных бизнес-систем варьируются от страны к стране, от штата к штату и от города к городу (например, ИП, ООО, корпорация и так далее). Вам придется потратить несколько часов, сидя перед своим компьютером или в библиотеке, чтобы узнать побольше о законе в вашей местности и распечатать формы, необходимые, чтобы создать вашу компанию. Вот несколько главных правил, которые следует держать в голове и которые применяются повсеместно:

  • Если вы организовываете лейбл с партнерами, вам следует заключить партнерское соглашение, в котором оговорен процент собственности каждого партнера, условия выхода из бизнеса, решения, которые будут приняты и так далее. В зависимости от того, где вы живете, законы, связанные с бизнесом, могут предписывать его, или же вам, возможно, придется разработать его самим.
  • Для большинства инди-лейблов лучшая структура — это простая структура, та, которая защищает каждого из владельцев в случае, если что-то пойдет не так.

Кроме того, это лучшее время, чтобы выяснить, как компания будет функционировать, например, кто за какие задания будет отвечать и как будет оплачиваться труд.

Если есть какие-либо вопросы, не оговоренные в документах, тогда лучше составить отдельный контракт, освещающий эту информацию.

Конечно, это и время для выбора имени лейбла. Сделайте небольшое интернет-исследование, чтобы убедиться, что ваше имя еще не заняли.

Больше информации:

Найдите свою музыку

Для многих людей, открывающих лейблы, идея приходит, когда они слышал хорошую музыку, о которой другие не знают. Если это ваш случай — отлично, переходите к следующему пункту. Если же вы просто хотите открыть лейбл и вам нужна музыка для записи, то вам сюда. Вам придется сделать релиз — быть может, даже несколько релизов — прежде, чем вы перейдете к следующим пунктам, таким, как дистрибуция и PR.

Поиск музыки для релиза — это гораздо сложнее, чем кажется. Все равно, что искать иголку в стоге сена. Самое простое, что вы можете сделать, — поискать там, где вы живете. Поговорите с местными музыкантами и узнайте, сможете ли вы найти несколько артистов, с которыми вы бы хотели работать. Вы также можете поискать на MySpace, Bandcamp, ReverbNation и прочих подобных сайтах.

Очень важно поддерживать тех музыкантов, в которых вы действительно верите. Когда вы решите открыть лейбл, вам может показаться, что нужно действовать прямо сейчас. Гораздо лучше подождать той записи, которую вы любите и которую не терпится вынести на обозрение.

Контракты инди-лейбла — основные схемы и предложения для музыкантов

Как только вы найдете музыку, которую захотите выпустить, вам нужно организовать предложения для музыкантов. Один из лучших моментов в инди-лейблах — это то, что вы можете предложить все, что угодно. Этот факт значительно упрощает вам жизнь, когда вы предлагаете что-то, что выгодно и для вас, и для артиста, и предлагаете это от случая к случаю.

Вот несколько моментов, которые стоит обдумать:

  • Вы хотите, чтобы музыканты записывались самостоятельно, или вы готовы взять на себя связанные с этим расходы?
  • Будете ли вы выдавать авансы, и если да, то какого размера?
  • Как будут разделяться доходы? Будут ли артисты получать процент? Будет ли лейбл окупать производственные и рекламные затраты?
  • Согласятся ли артисты платить за продвижение больше изначально оговоренной суммы? И если да, то сколько?
  • Как много бесплатных копий получат музыканты? Сколько будут доплачивать за дополнительные копии?
  • Как долго будет длиться предложение?
  • Предложение будет распространяться лишь на один альбом или несколько?
  • Будет ли позволено музыкантам просматривать отчеты? Как часто и какого рода замечания они должны дать?

Вы можете узнать о контрактах на инди-лейблах здесь. Вот дополнительная информация, которая может помочь вам в принятии решения относительно контрактов:

Все о распространении

Когда вы открыли лейбл, поиск музыки для релиза и каналов распространения — это как загадка про курицу и яйцо. Дистрибьюторы захотят знать, что у вас уже готовы записи, перед тем, как согласятся работать с вами. Но музыканты захотят быть уверены, что вы наладили каналы распространения их записей. Иногда малоизвестные музыканты согласятся записываться у вас еще до того, как вы найдете дистрибьютора.

Но это в лучшем случае. Если у вас не получится прийти к такому соглашению, с этим ничего не поделаешь. Но вы можете попытаться извернуться и получить одобрение. Вот несколько советов:
Гораздо легче найти канал цифровой дистрибьюции, нежели физической. Сервисы вроде Tunecore, поместят вашу музыку на сайты iTunes, Amazon и т.д. Вы можете в любой момент запустить этот сервис, так что вам не придется ждать, пока у вас на руках не появятся качественные релизы.

Некоторые дистрибьюторы будут работать с любым лейблом, но в идеале вам следует найти компанию, которая не сотрудничает с кем попало. Такие компании будут принимать активное участие в продаже вашего релиза и будут часто помогать с рекламой. Компаниям такого рода будет важно знать, что ваш график выпуска релизов забит до предела: они не любят работать с лейблами, у которого есть всего один релиз.

Распространители иногда оплачивают производство, а деньги получают с продаж. Это может вам помочь с наличностью, но такие предложения в последнее время — большая редкость.

Вот статьи, которые могут вам помочь:

Продумывание рекламы

Раскрутка будет иметь решающее значение в продаже ваших релизов. Существует несколько различных вариантов продвижения, которыми вам нужно будет воспользоваться — или которые вам как минимум стоит рассмотреть, тут уже все зависит от бюджета:

  • Радио — эфирное, спутниковое, интернет-радио
  • Печатные издания
  • Интернет-СМИ
  • Клубы
  • Реклама — плакаты, постеры, объявления в интернете и, если вы можете позволить себе такую роскошь, реклама на телевидении

Первым делом вам придется решить, будете вы заниматься продвижением самостоятельно или же наймете специалиста.
Обратите внимание на то, что большинство PR-компаний специализируются на какой-то одной сфере. Их деятельность может охватывать, например, рекламирование на коммерческих и студенческих радиостанциях, или публикации в печатных СМИ, или еще что-нибудь подобное. Другими словами, если вы решите нанять кого-то, вам, скорее всего, придется рассмотреть идею оплаты услуг нескольких разных компаний. Хоть вам и захочется сохранить для дальнейших релизов большую часть бюджета, выделенного на продвижение, у начинающих инди-лейблов вряд ли найдется достаточное количество денег, чтобы нанять пиарщиков для каждой сферы PR-компании.
Существует несколько решений на случай жестких ограничений в бюджете:

  • Продвигайте лейбл самостоятельно. Если вы никогда раньше не занимались раскруткой, для начала вам придется подготовить почву для дальнейших действий, например, составить базу данных с информацией о различных изданиях.
  • Наймите пиарщиков для отдельных этапов рекламной кампании. Если вам кажется, что с плакатами и интернет-рекламой вы способны справиться сами, а вот, скажем, с радио могут возникнуть трудности — отлично, вы знаете, в каком направлении двигаться дальше.

Эта дополнительная информация поможет вам претворить ваши планы в жизнь:

Если вы планируете своими силами справляться с пресс-релизами, но это для вас совсем в новинку, обязательно выделите дополнительное время перед первым выпуском, чтобы составить предварительный план действий.

Выпустите первый релиз

Итак, вы готовы приступать! Теперь нужно выбрать дату первого релиза. Если вы нацелены исключительно на цифровую дистрибуцию, то вам не придется беспокоиться из-за таких вещей, как время, которое будет затрачено на изготовление вашего заказа. Если же вы собираетесь использовать физические носители, дела обстоят немного сложнее. Вот некоторые факторы, которые будут влиять на время релиза — учитывайте, что здесь предполагается наличие готовой записи, и мы сейчас игнорируем моменты, связанные с рекламой:

  • Утверждение художественного оформления
  • Производство (будьте готовы к задержкам — они случаются часто. Также имейте в виду, что поначалу, при первых работах с исполнителем, вам нужно будет окончательно утверждать принты до завершения выполнения заказа)
  • Дата, на которую рассчитывают дистрибьюторы. Они захотят, чтобы релиз был представлен в их магазинах в наиболее подходящее для продаж время. Они также подберут для ваших дисков самое удачное расположение на полке, так, чтобы они не затерялись за более крупными релизами. Несмотря на то, что подстраивать дату выпуска под известные лейблы может быть утомительно, в ваших интересах, чтобы дистрибьютор имел возможность сосредоточиться на вашем проекте.

Теперь о том, что касается раскрутки. Необходимо выделить достаточное количество времени на рекламу, чтобы обзоры/интервью/радиотрансляции вышли одновременно с релизом или даже чуть раньше. Примите во внимание расписание выпуска новых экземпляров тех изданий, которые вы хотите охватить, чтобы у них была возможность написать о вашей работе примерно в то же время, когда она увидит свет.

Общее правило здесь такое: оптимальнее всего будет дать себе не меньше восьми недель на создание промо-кампании, особенно если речь идет о первом релизе.

Разумеется, эти издательские издержки не всегда могут быть покрыты. Не парьтесь. Нет ничего страшного, если обзоры будут выходить с опозданием. Первый релиз имеет все шансы выстрелить позже.

Проанализируйте первый опыт — и учитесь на своих ошибках

Руководить музыкальным лейблом — значит постоянно учиться. Скорее всего, даже если вы все просчитали и подробно распланировали, первый блин вышел комом, вы где-то ошиблись. И это нормально. Вы будете ошибаться совершая вторую, пятую, двадцать пятую попытку. Главное, чтобы каждый раз это были разные ошибки. После первого релиза потратьте некоторое время и подумайте, что было выполнено верно, а что стоило доработать.

Примените полученные знания, когда будете работать над следующим проектом. Развивайтесь. Пока вы учитесь на своих ошибках, вы на верном пути.

Советы по дальнейшему развитию

  • Об этом уже говорилось ранее, но: руководить лейблом — значит постоянно учиться. Приняв решение о запуске своего лейбла, будьте готовы ко взлетам и падениям. Иногда все разваливается, даже если вы все делаете правильно. Суть в том, чтобы не дать этим разочарованиям повлиять на общую картину. Это может прозвучать банально, но позитивный настрой и способность очень пригодятся вам в долгосрочной перспективе.
  • Не стоит себя переоценивать и лезть в сферы, в которых вы ничего не смыслите. Если у вас нет большого опыта работы в музыкальной индустрии и вам приходится схватывать все на лету, реалистичный взгляд на вещи и способность задавать вопросы, а также честное признание своих слабых сторон — это единственная возможность во всем разобраться.
  • Будьте честными перед исполнителями, говоря о том, что вы им можете дать, а что — нет. При возникновении каких-либо проблем также в открытую скажите об этом. Плохую репутацию в этой индустрии обычно зарабатывают именно из-за недобросовестности.
  • Даже если изначально у вас достаточно денег, запуск лейбла, вероятнее всего, поначалу вынудит вас залезть в долги. Вы можете смягчить удар по кошельку, если будете грамотно распоряжаться финансами. Другими словами — затраты на рекламу? Это инвестиции в будущее. Спустить деньги на выпуск желтых десятидюймовых виниловых пластинок? Плохая затея.
  • Не пытайтесь угнаться за трендами. Сосредоточьтесь на выпуске и продвижении качественной музыки, увеличении количества собственных поклонников и сохранении хороших отношений с исполнителями.
  • Проявите креативность. Дешевые, но удачные решения в сфере оформления чаще положительно сказываются на продажах, нежели наоборот. Суть не в показухе или глянце — суть в качественной музыке.
  • Относитесь к своему лейблу как к одному из своих музыкантов. Продвигайте его имя и создавайте узнаваемый образ.
  • Это все делается ради удовольствия, помните? Так наслаждайтесь!

Автор: Хезэр МакДональд.
Оригинал: AboutCareers.

Перевели: Денис Пронин и Варвара Болховитинова.
Редактировали: Артём Слободчиков и Евгений Урываев.