Космос

Space X: Вторая попытка

admin
Всего просмотров: 62

Среднее время на прочтение: 1 минута, 58 секунд


Вечером в понедельник SpaceX запустят ракету Falcon 9 с Мыса Канаверал в штате Флорида для того, чтобы доставить научный спутник на орбиту.

Что действительно интересно в этом запуске, так это то, что случится с основной частью ракеты после того, как её задача будет выполнена: инженеры попытаются вертикально приземлить её на баржу, плавающую в Атлантическом океане.

Компания уже пыталась сделать это в прошлом месяце, но не всё пошло по плану — из-за недостатка тормозной жидкости отделившаяся часть ракеты взорвалась при посадке на баржу.

Хотя тот факт, что ракета приземлилась точно в цель, уже является успехом и может вести к чему-то более значительному.

Чаще всего ракеты просто разлетаются на куски или тонут в океане после каждого использования. Но контролируемые приземления могли бы позволить SpaceX использовать ступени ракет несколько раз. Повторное применение многомиллионного оборудования существенно снизило бы расходы на космические полёты.

Спустя примерно 30 минут после начала запуска SpaceX смогут точно установить, сработала ли попытка приземления ракеты, хотя оповещение публики может занять немного больше времени.

Компания запустит ракету Falcon 9 для того, чтобы доставить спутник Национального управления океанических и атмосферных явлений на солнечную орбиту. Спутник будет способен собирать данные, касающиеся солнечных бурь.

Falcon 9 состоит из двух частей: 42-метровая первая ступень, которая горит в течение первых нескольких минут полёта, поднимая судно на высоту пятидесяти метров, прежде чем отделиться и упасть на землю; и вторая часть, которая горит в течение следующих пяти минут, доставляя судно на орбиту, после чего отделяется и также падает обратно на землю.

Обычно обе эти ступени — так же, как и ступени любой другой ракеты — разлетаются на части, когда начинают падать на землю, и в конце концов тонут в океане, становясь непригодными к дальнейшему использованию. Но в понедельник, когда первая часть ракеты будет падать на землю, SpaceX постараются задействовать её двигатели для стабилизации курса и направления её в управляемом приземлении.

План состоит в том, чтобы посадить её на автономную баржу, которая будет расположена на 544 километра севернее Мыса Канаверал. Как только ракета отцепится, управляемые стабилизаторы, прикрепленные к ней снаружи, помогут замедлить и направить её. Когда она приблизится к барже, несколько ножек будут выпущены из-под ракеты и, если всё пойдёт по плану, замедлят её до скорости примерно в 7.3 км/ч, и мягко посадят её в вертикальном положении.

falcon 9 barge platform

Чтобы решить проблему, возникшую при предыдущей попытке, в ракете теперь будет больше тормозной жидкости. Но, тем не менее, это будет весьма сложный манёвр из-за нескольких причин:

Одна из них это то, что ракета изначально разрабатывалась с целью доставки спутника на орбиту — это означает, что с торможением и управлением могут возникнуть проблемы. К тому же, с расправленными ножками ракета достигает 20 метров в ширину и посадка её на 100 метровую платформу требует высокой степени точности. И, наконец, платформа сама является движущимся объектом, так как она находится на поверхности воды.

spacex launch

Одним из факторов, делающих полёты в космос такими дорогими, является то, что оборудование, используемое для доставки людей или груза на орбиту, уничтожается после использования. Гендиректор SpaceX Элон Маск сравнил это с утилизацией новенького 747 после единственного полёта в Лондон.

С самого начала его компания искала пути к осуществлению полётов в космос с задействованием компонентов, подлежащих повторному использованию. В начале SpaceX пытались использовать парашюты, но это не помогало из-за давления и высокой температуры, поэтому в 2011 компания перешла к текущему методу посадки ракеты.

Если SpaceX удастся осуществить эту посадку — сегодня или спустя 15 будущих посадок, запланированных на 2015 — первая ступень Falcon 9 может быть использована для следующих полётов. Это может весьма сократить расходы на полёты в космос.

Налаживание технологии повторного использования ракет значительно облегчает финансирование задач любого рода и открывает новые возможности полётов в космос — запуски коммерческих спутников, сотрудничество с НАСА и, возможно, даже космический туризм.

Оригинал: Vox
Перевел: Алексей Канцыру для Newочём
Редактировал: Евгений Урываев