Космос

Самая таинственная звезда в нашей галактике

Среднее время на прочтение: 3 минуты, 12 секунд

Астрономы обнаружили странное скопление космических объектов вокруг одной далекой звезды. Это вызвало большой интерес среди ученых, которые ищут доказательства существования внеземных цивилизаций.

В северном полушарии, в районе Млечного Пути, можно обнаружить два созвездия — Лебедя, с широко расправленными крыльями, и Лиру, музыкальный инструмент древнегреческих поэтов, от названия которого произошло современное слово «лирический».

Между этими созвездиями находится необычная звезда. Ее не видно невооруженным взглядом, но можно найти с помощью телескопа «Кеплер», который наблюдает за ней суммарно уже более четырех лет, с 2009 года.

«Мы никогда не видели ничего подобного, это очень странная звезда. Сначала мы решили, что это ошибки в передаче данных или неполадки со связью, но все проверили и ошибок не обнаружили», — говорит Табета Бояджан, научный сотрудник в Йельском университете

«Кеплер» исследовал небольшие затмения звезды. Такие же явления телескоп фиксирует на поверхности еще более 150,000 звезд. Это тени планет, которые движутся вокруг них. Когда пятна периодически появляются и исчезают, предполагается, что объект находится на орбите этой звезды.

С помощью телескопа удалось собрать огромный массив данных о наблюдаемых звездах. Настолько огромный, что научная группа «Кеплера» не может обработать эти данные с помощью алгоритмов. Необходимы взгляд и мыслительное восприятие человека, они незаменимы при распознавании необычных световых сигналов. Поэтому исследователи решили создать программу Planet Hunters, предлагающую интернет-пользователям проанализировать световое излучение звезд, не выходя из дома.

В 2011 году некоторые добровольцы сообщили, что обнаружили одну «интересную» и «странную» звезду. Действительно, свет, излучаемый звездой, выделял ее среди других.

Можно было предположить, что ее окружает большое и плотное скопление вещества, характерное для молодых звезд. Когда сформировалась наша солнечная система (4,5 млрд. лет назад), Солнце окружало огромное светопылевое облако, которое потом под влиянием гравитации превратилось в планеты и планетарные кольца из камня и льда.

Но эта звезда не может быть молодой, потому что вокруг нее нет слоя пыли, от которого выделяется дополнительное инфракрасное излучение. Не похоже, чтобы наблюдаемая звезда отражала дополнительный инфракрасный свет.

Значит, она находится в стадии зрелости.

И вокруг вращается скопление настолько большое, что блокирует значительную часть фотонов, которые в противном случае добирались бы до телескопа. Если облако случайно оказалось возле звезды, это должно было произойти недавно, иначе звезда поглотила бы его после короткой огненной вспышки.

«Это похоже на нечто, что могла бы построить инопланетная цивилизация»

Бояджан, исследователь из Йельского университета, наблюдает за деятельностью «охотников за планетами». Недавно она опубликовала работу, в которой описана странная картина светового излучения этой звезды. Некоторые из «охотников» указаны как соавторы. В исследовании приводится несколько сценариев, объясняющих такой эффект — технические дефекты, пояс астероидов и даже столкновение планет, подобное тому, которое породило нашу Луну.

Автор работы находит только одну убедительную теорию. Если бы другая звезда проходила через эту необычную звездную систему, она могла привести за собой рой комет. И тогда именно огромное их количество стало бы причиной непонятных затмений.

Но это было бы невероятным совпадением. Столкновение должно было произойти совсем недавно, всего за несколько тысячелетий до того, как люди создали космический телескоп. В масштабе Вселенной это совсем небольшой промежуток времени. Вероятнее всего, это случайное стечение обстоятельств, ведь таких скоплений не встречается ни у одной из 150,000 звезд. Мы уверены, что там происходит нечто странное.

Во время телефонного разговора Бояджан объяснила, что в научной работе рассматриваются только «естественные» сценарии. Но, по ее словам, могли быть и «другие объяснения».

Джейсон Райт, астроном из Университета штата Пенсильвания, планирует опубликовать альтернативную интерпретацию необычного светового излучения. Исследователи SETI (программа поиска внеземного разума) долгое время предполагали, что можно подтвердить существование инопланетной цивилизации, если обнаружить огромный технологический объект, движущийся по орбите вокруг другой звезды. Райт и его соавторы объясняют затмения «скоплением мегаструктур», которые, возможно, построены для добычи звездной энергии.

«Когда [Бояджан] показала мне данные, я был поражен — настолько безумно все это выглядело. Гипотезу о пришельцах нужно предлагать в самую последнюю очередь, но здесь все выглядело так, словно там точно могла быть внеземная цивилизация», — говорит Райт

Бояджан сейчас работает с Райтом и Эндрю Симеоном, директором исследовательского центра SETI в Калифорнийском университете Беркли. Они собираются предложить один проект. Речь идет о том, чтобы направить на звезду мощный радиотелескоп. Таким образом возможно будет уловить радиоволны в диапазоне, характерном для искусственных космических объектов.

Если получится уловить такие радиоволны, работу можно будет продолжить с телескопом VLA (сверхбольшая антенная решетка) в штате Нью-Мексико. Тогда возможно будет определить, испускаются ли волны технологическим источником, наподобие того, как Земля испускает во все стороны сеть волн от радиостанций.

Если все пройдет успешно, первое наблюдение состоится в январе, а второе — следующей осенью. Если результат будет многообещающим, следующее наблюдение состоится раньше. «Если найдем что-то интересное, то сможем попросить директора выделить дополнительное время на VLA, чтобы мы могли немедленно продолжить работу», — сказал мне Райт.

Тем временем, Бояджан, Симеон, Райт, «охотники за планетами», а теперь и все мы, будем с ожиданием смотреть в небо, на точку между созвездиями Лебедя и Лиры. Возможно, кто-то наблюдает за нами оттуда и видит маленькое пятно на Солнце, которое появляется каждые 365 дней.

Автор: Росс Андерсен.
Оригинал: The Atlantic.

Перевела: Наташа Живова.
Редактировали: Дмитрий Грушин и Анна Небольсина.